Для начала оговоримся, что значит для православного человека икона. Это не дерево, покрытое красками и позолотой, а своего рода окно в духовный мир, позволяющее хотя бы через образ святого встретиться с ним, обратиться к нему с молитвенной просьбой, поблагодарить за помощь и просто выразить свою любовь.
Критики Православия видят в иконах пережиток язычества. Например, так считали иконоборцы VIII–IX в., которые, возражая против почитания икон, прямо сравнивали их с идолами. В ответ на это в православном богословии был сформулирован принцип, согласно которому «честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз». То есть чествование икон и поклонение им относится не к материалу иконы, не к дереву и краскам, а к тому, кто на ней изображен. Православные не воспринимают икону как некое иное божество, не считают, что она сама по себе обладает сверхъестественной силой. Оказывая честь иконе, христианин умом переносится к тому, кто на ней изображен. А Господь, видя веру молящегося, подает ему через икону благодатную помощь.
Кстати, поэтому расхожее выражение «молиться иконе» богословски некорректно. Правильно говорить: «молиться перед иконой» — тому, кто на ней изображен.
Священные изображения и предметы были в Ветхом Завете с его строжайшим запретом на изготовление любых объектов для поклонения, которые уводили бы людей от истинного богопочитания. Самый яркий пример — ковчег Завета, ящик, где хранились скрижали с 10 заповедями и на крышке которого были изображения двух херувимов. Он не был предметом поклонения, но видимым образом свидетельствовал о присутствии Бога среди Своего народа. Поэтому когда Иисус Навин, вождь израильского народа, после поражения евреев, в горе и отчаянии пал на землю перед ковчегом и начал молиться (Нав 7:6), он выражал свои чувства не ящику, но Богу, напоминанием о котором служил ковчег.
Способов почтить изображенного на иконе: это и молитва перед иконой, и поклоны, и каждение ладаном, и, наконец, целование. Традиция целовать иконы — это выражение доверия, любви и признательности к тому, кто на них изображен. Так любящий целует фото дорогого ему человека, который находится вдали от него. А если такое фото, например, родителей, вдруг случайно упадет на пол, то мы обязательно поднимем его и бережно поставим на прежнее место. При этом мы не отождествляем фото с нашими реальными папой и мамой, а соотносим его с ними и в силу этого переносим на изображение наше отношение к оригиналу.