Вопрос читателя:

Здравствуйте! Хотела спросить: почему в католической традиции (а затем — и в массовой культуре: на рождественских открытках, сувенирах и т. д.) Иосиф Обручник изображается достаточно молодым мужчиной, если на самом деле он был пожилым вдовцом, оберегающим девство Богородицы? Некоторые художники даже стремятся подчёркнуто изобразить их с Девой Марией именно как супружескую пару...

В Евангелии об Иосифе сказано достаточно мало, и большинство фактов его биографии мы имеем из Священного Предания (насколько мне известно). Просто интересно, чем обусловлено такое расхождение во взгляде на Иосифа у нас и у католиков. Спаси Господи за ответ!

Елизавета

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Елизавета! Иконография Иосифа Обручника в западной церковной традиции отличается потому что отличаются источники апокрифической традиции, свидетельствующей о возрасте праведного Иосифа.

Фрагмент Священного Писания, в котором упоминаются братья и сестры Спасителя (Мф. 13, 55-56 и Мк. 6,3) соблазнительно было бы толковать по контексту как историю о родных братьях и сестрах, что противоречит догмату христианства о пожизненном девстве Пресвятой Богородицы.

В православном предании, записанном византийским историком Никифором, следовавшим священномученику Ипполиту (III в.) Иосиф происходил из царского рода Давида и был женат на Соломии — дочери Аггея, брата пророка Захарии, отца Иоанна Крестителя. У них было 4 сына (Иаков, Симон, Иуда, Иосия) и 2 дочери (Есфирь и Фамарь). В Синаксаре (неделя жен-мироносиц) говорится еще о третьей дочери — Соломии, которая была замужем за Зеведеем — отцом апостолов Иоанна и Иакова. Ко времени обручения ему было около 80 лет.

Это предание вошло в житие праведного Иосифа Обручника из Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. Поэтому в Православии Иосиф Обручник изображается почтенным старцем. Нередко на православных иконах праведного Иосифа также изображают диавола-искусителя, который всевает в праведника нечистые сомнения.

Католическая традиция опирается на апокрифическую «Книгу о рождестве Марии», также получившему название «Первоевангелие Иакова Младшего» и датируемую периодом после 160 года по Р. Х. В русской традиции этот текст назывался «Иаковлева повесть». Согласно этому апокрифу, праведный Иосиф был избран священниками Иерусалимского храма для охраны девства Марии благодаря чуду, в котором из его посоха вылетела голубица. Самая древняя рукопись данного апокрифа датируется концом III-нач. IV вв. Это так называемый «Папирус Бодмера 5».

На основании данного источника некоторые западные отцы (например, Руперт из Дёйца, он же Роберт Льежский в нач. XII в.) считали праведного Иосифа не старцем, а таким же хранителем девства, как Пресвятая Богородица.

Учение об Иосифе — девственнике прослеживается и в католической мистике XV века, например, у Жана Жерсона (или Герсона). На основании этого представления Рафаэль пишет в 1504 году полотно «Обручение Марии», где праведный Иосиф представлен молодым мужчиной. А уже на основании картины Рафаэля и возникли более поздние аналогичные трактовки данного образа в западной традиции.

Кстати, в 1955 году папа Пий XII учредил 1 мая праздновать память праведного Иосифа как Иосифа Труженика — покровителя всех трудящихся. А у нас, на Кавказе, его почитают как покровителя паломников, поскольку именно праведный Иосиф совершил с Пресвятой Богородицей первое путешествие ради Христа.

Как видите, почитание святого праведного Иосифа, как и представления о его жизни значительно отличаются в восточной и западной традиции, поскольку опираются на разные первоисточники. Что и отразилось в иконографии.

Надеюсь, это различие не станет препятствием для Вас в почитании праведного и искреннего угодника Божия.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: