Вопрос читателя: 

Просмотрел много передач, где церковнослужители рассуждают об ЭКО.
Позиция церкви довольно странная: ЭКО — это вмешательство в дела Бога относительно человека. Тогда почему священники посещают врачей? Почему же они сами вмешиваются в дела Бога? Суждено умереть, значит, так и быть. Зачем врачи их спасают?

Артемий

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Зачем апостолам меч?

Добрый день!

Церковь не возражает вообще против ЭКО, но не соглашается с определенными его аспектами. Когда речь идет о медицине — будь то ЭКО или любая другая операция, не должно быть нарушение установленных Богом законов.

Если речь идет об ЭКО, c точки зрения Православной Церкви должны быть соблюдены три условия:

Первое: оплодотворение должно быть совершено только половыми клетками мужа (а не донора), так как «оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».
Второе: эмбрион должен быть один или столько, сколько мать может выносить. Недопустимы все разновидности ЭКО, «предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.
И третье: категорически неприемлемо суррогатное материнство, даже в тех случаях, когда оно осуществляется на некоммерческой основе.

Как видите, Церковь не против медицины, но она против того, чтобы медицинские технологии противоречили Божественным законам, как, например, суррогатное материнство.

Подробнее: Что Церковь говорит о суррогатном материнстве, ЭКО и контрацептивах?

Что касается ЭКО, то, как сказано выше, основное возражение — это то, что не все оплодотворенные эмбрионы могут быть выношены. Жизнь человека начинается с момента зачатия, и в случае уничтожения части эмбрионов человек, по сути, совершает аборт, убийство.
Если же все оговоренные выше моменты будут учтены, если супруги готовы выносить все эмбрионы, которые будут оплодотворены в случае ЭКО, в том числе и те, которые могут нести в себе какие-то генетические изменения, болезни и так далее (как это бывает и в случае естественного зачатия), тогда да, тогда ЭКО возможно.
То же самое и с медициной: если для совершения какой-то операции требовалось бы, скажем, убить человека, чтобы получить его органы, это было бы недопустимо. Если же заповеди не нарушаются, то и проблем никаких нет. Ведь Бог создал людей и дал некоторым из них возможность заниматься медициной и лечить людей. И человек, если он верующий и заболел, должен обращаться и к Богу, и к медицине одновременно. Здоровье — это дар Божий, и нужно беречь и приумножать его, используя и свои человеческие силы, и прибегая к помощи Божией. Это основной принцип христианской жизни — синергия, соработничество человека в Бога. Человек делает то, что в его силах, и препоручает себя Богу. Но не перекладывает на Творца всю ответственность! Поэтому не ждите от Бога, без Ваших искренних к Нему молитв, «волшебных» чудес и исцелений, которые совершал и совершают Христос и святые... Человек сам много должен стараться для того, чтобы вылечиться и не болеть. А такие чудеса исцеления далеко не каждому даны Богом. Поэтому, православие имеет такую позицию: лечитесь одновременно, и у врачей, и у Бога.

 Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
10
0
Сохранить
Поделиться: