Вопрос читателя:
Просмотрел много передач, где церковнослужители рассуждают об ЭКО.
Позиция церкви довольно странная: ЭКО — это вмешательство в дела Бога относительно человека. Тогда почему священники посещают врачей? Почему же они сами вмешиваются в дела Бога? Суждено умереть, значит, так и быть. Зачем врачи их спасают?
Артемий
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Церковь не возражает вообще против ЭКО, но не соглашается с определенными его аспектами. Когда речь идет о медицине — будь то ЭКО или любая другая операция, не должно быть нарушение установленных Богом законов.
Если речь идет об ЭКО, c точки зрения Православной Церкви должны быть соблюдены три условия:
Первое: оплодотворение должно быть совершено только половыми клетками мужа (а не донора), так как «оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений».
Второе: эмбрион должен быть один или столько, сколько мать может выносить. Недопустимы все разновидности ЭКО, «предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов.
И третье: категорически неприемлемо суррогатное материнство, даже в тех случаях, когда оно осуществляется на некоммерческой основе.
Как видите, Церковь не против медицины, но она против того, чтобы медицинские технологии противоречили Божественным законам, как, например, суррогатное материнство.
Подробнее: Что Церковь говорит о суррогатном материнстве, ЭКО и контрацептивах?
Что касается ЭКО, то, как сказано выше, основное возражение — это то, что не все оплодотворенные эмбрионы могут быть выношены. Жизнь человека начинается с момента зачатия, и в случае уничтожения части эмбрионов человек, по сути, совершает аборт, убийство.
Если же все оговоренные выше моменты будут учтены, если супруги готовы выносить все эмбрионы, которые будут оплодотворены в случае ЭКО, в том числе и те, которые могут нести в себе какие-то генетические изменения, болезни и так далее (как это бывает и в случае естественного зачатия), тогда да, тогда ЭКО возможно.
То же самое и с медициной: если для совершения какой-то операции требовалось бы, скажем, убить человека, чтобы получить его органы, это было бы недопустимо. Если же заповеди не нарушаются, то и проблем никаких нет. Ведь Бог создал людей и дал некоторым из них возможность заниматься медициной и лечить людей. И человек, если он верующий и заболел, должен обращаться и к Богу, и к медицине одновременно. Здоровье — это дар Божий, и нужно беречь и приумножать его, используя и свои человеческие силы, и прибегая к помощи Божией. Это основной принцип христианской жизни — синергия, соработничество человека в Бога. Человек делает то, что в его силах, и препоручает себя Богу. Но не перекладывает на Творца всю ответственность! Поэтому не ждите от Бога, без Ваших искренних к Нему молитв, «волшебных» чудес и исцелений, которые совершал и совершают Христос и святые... Человек сам много должен стараться для того, чтобы вылечиться и не болеть. А такие чудеса исцеления далеко не каждому даны Богом. Поэтому, православие имеет такую позицию: лечитесь одновременно, и у врачей, и у Бога.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.