
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Почему священники отфутболивают людей, которые пришли за советом? Говорят «иди к духовнику», а если его нет, этого духовника? Ну не у всех же он мгновенно появляется! Душа же не мяч, чтоб туда-сюда её пинать!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Давайте разберемся с терминами. Духовник — это священник, у которого человек регулярно исповедуется. И если такой священник есть, от всех остальных он отличается тем, что знает человека лучше, чем они, и знает его в динамике. То есть человеку уже не требуется пересказывать ему все обстоятельства своей непростой жизненной истории, в том числе внутренней, потому что он все знает и так. И если, например, по случаю праздника, в отпуске, в какой-то поездке или просто ради интереса человека оказался в новом храме и исповедуется новому священнику в какой-то очень серьезной ситуации, самое естественное, что может сделать священник — это как-то прокомментировать ситуацию, разумеется, помолиться, а потом сказать, что, поскольку ситуация сложная и вписана в контекст всей истории человека, то лучше ее разобрать с тем священником, который этого человека хорошо знает, вот и все. Это, на мой взгляд, не отфутболивание, а сообщение человеку самой разумной, правильной и естественной стратегии. Священник не отказывается исповедать человека, а вот разбираться со сложными случаями и правда лучше не во время краткой исповеди, а конкретно, неспеша и с тем, кто и дальше будет человека окормлять.
Если человек только начинает ходить в храм и постоянного священника, которому он исповедуется, у него нет, конечно же, его духовная жизнь строится пока что в том числе на исповедях разным священникам. Это не очень удобно, потому что все-таки лучше иметь одного. И, опять же, тот совет, который мы можем дать — это попробовать уже как-то стабилизироваться и начать исповедоваться регулярно одному и тому же пастырю, чтобы он хорошо знал человека и мог ему подсказывать более полноценно, хорошо зная его личные особенности духовного и в целом жизненного пути.
Так что мы как раз не за отфутболивание, а за то, чтобы сам человек перестал кататься от одного священника к другому и нашел себе духовного руководителя.
Это не обязательно будет прямо сильно опытный священник. Достаточно просто попробовать в течение какого-то времени исповедоваться одному батюшке, который по сердцу. Если что-то не складывается — задавать вопросы и искать другого. Но вектор — именно на то, чтобы искать одного, а исповеди у разных должны стать явлением разовым, эпизодическим, а не постоянной основой духовной жизни.
Еще, если нет духовника, отлично помогут книги Святые Отцов.
). Например св. Григорий Нисский, св. Иосиф Ватопедский, св. Исаак Сирин. Еще есть отличные работы св. Игнатия (Брянчанинова) "О прелести", и ответы на разные вопросы святых Варсануфия и Иоанна. Все это можете найти в Интернете: например, сайты predanie.ru и azbyka.ru