Почему священники и монахи ходят с длинными волосами? - Православный журнал «Фома»
Почему священники и монахи ходят с длинными волосами?
Фото: el-eparhy.ru

Почему священники и монахи ходят с длинными волосами?

5 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Почему священники и монахи ходят с длинными волосами? Ведь сам Апостол Павел говорит: «И не сама ли природа нас учит, что если муж отпускает волосы, для него это — бесчестие, а жена, если отпускает волосы, для неё это слава, потому что волосы даны ей вместо покрывала» (1Кор 11:14-15).

Виталий

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Бог Вас да благословит!

Длинные волосы священников — это одна из традиций, которая пришла нам из православного востока. Монахи носили длинные волосы в подражание Господу Иисусу Христу. Ещё одной традицией было выстригание волос в круг, так называемое «гуменцо», которое символизировало терновый венец Христа. Эта традиция уже утрачена, в отличие от длинных волос.

Обе традиции подчеркивали, что священники и монахи — это особая группа людей, которые выделяются среди остальных, поскольку решили посвятить себя служению Господу, а на священстве есть еще и благодать, которая позволяет им совершать Божественную литургию и Таинства, кроме рукоположения.

«Отращивание волос у современных православных священников имеет совершенно другую идею: именно идею назорейства, или посвящения Богу. Ветхозаветные назореи, по библейскому закону, должны были отращивать свои волосы (Чис 6:5)», — поясняет протоиерей Михаил Херасков, приводя как раз и библейское и историческое основание, по какой причине длинные волосы стали традицией.

На самом деле, буквально теми же словами, которыми написали Вы, недоумение по поводу слов апостола Павла выражали в XIX веке, что передает святитель Филарет (Дроздов) и вот как отвечает на этот вопрос.

Во-первых, святитель обращает внимание на то, что «изречение Апостола не есть заповедь, а только указание на природу и последующий природе обычай. Выше (1Кор 11:4, 5) написал он заповедь: „Во время молитвы, муж не должен иметь покрытую, а жена открытую голову“. Для убеждения ко исполнению этой заповеди он указывает на природу и последующий природе обычай. Следственно, если муж растит волосы: то он не заповедь нарушает, а только от обычая отступает. Обычай не то, что закон или правило. Закон или правило есть, в целом обществе или особенном роде людей, образ действования, предписанный всем. Обычай есть образ действования, по преданию, не строго обязательному, и по подражанию, принятый большинством. Нарушающий закон становится виновным. Отступающий от обычая может оставаться невинным, а при особенных обстоятельствах может даже заслуживать одобрение».

Дальше святитель говорит о том, что возможность носить или не носить длинные волосы во многом объяснялась тем, насколько они мешали работе: «в том, что жене даны длинные волосы, Апостол находит признак, или намек природы на то, что она должна быть покрыта. Длинные волосы могут покрыть часть наготы её: — „растение власов вместо одеяния дано бысть ей“. Но как во время труда длинные распущенные волосы становятся препятствием: то нужда приводит к тому, что их заплетают, обвивают около головы или кладут на голову; а для удержания их здесь становится нужна повязка или полотно на голове. Так основывается обычай; и когда жена исполняет скромный обычай, она заслуживает одобрение, — „слава ей есть“.

Для мужчины это не так актуально: либо у мужчин в принципе волосы не отрастают настолько длинными, либо » муж, более нежели жена, сильный рассудком и смелый, решительнее и короче освобождает себя от препятствия, отсекая лишнюю часть волос. Как это нужно для всех трудящихся: то естественно делается общим обычаем. И если бы кто, в противность общему обычаю, отрастил длинные волосы, и пришел в общество, по общему обычаю остриженному: то конечно подвергся бы порицанию и осмеянию; — «безчестие ему есть».

А вот дальше святитель говорит как раз о священстве:

«Есть исключительные обстоятельства, в которых ращение волос мужем имеет более достоинства, нежели стрижение. Последнее обычно; а первое иногда священно. По Божественному установлению назорей растил волосы в продолжении обетного времени; и о нем сказано: «Свят будет растяй власы главы своея» (Чис 6:5).

сам Апостол, писавший против власоращения мужа, по снисхождению к христианам из Иудеев, еще неотрешившихся от Моисеева закона обрядов, подчинился закону назорейства, когда остриг главу в Кегхрейх (Деян 18:18), что было началом назорейского власоращения, или возобновлением, по случайном нарушении обета (Чис 6:9).

Еврейский назорей был прообразом Христа (Мф 2:23). И Христос Спаситель, соответствуя прообразу, и объясняя оное самим видом своего лица, по типу назорейскому, не стриг волос. Это показывают издревле иконы Его, начиная от нерукотворного Образа.

Очень естественно, что последователям Христа Спасителя, и тем более служителям веры по особенному призванию, вожделенно было подражать Ему не только в духовном, но и во внешнем.

Отсюда власоращение принадлежащих к клиру, подвижников, монахов, конечно менее свободное в века гонений на христианство, нежели в последующие века безопасности. Оно видно в древних изображениях святых, написанных по очевидной известности, или по верному преданию. Ульпий римлянин (в греческой рукописи, хранящейся в Синодальной библиотеке) в описании телесного образа некоторых святых пишет, что святой Дионисий Ареопагит и святой Кирилл иерусалимский имели длинные волосы, а св. Василий Великий имел волосы несколько подстриженные, вероятно, в отвращении затруднения от длинны их.

Приемлемых в монашество и в клир, подстрижение на высоте головы не противоречит власоращению. Это совсем не то, что простой, часто природой, часто нуждой указанный, домашний и гражданский обычай стричь волосы. Это церковное благословление и символ«.

Завершает святитель свой рассказ указанием на возможную символическую интерпретацию того, о чем шла речь:

«Что такое волосы? — Световые лучеобразные истечения из головы, облеченные в соответственную им внешнюю форму тонкого, бесколенного, гибкого тростника. Поэтому волосы суть близкий образ и символ человеческих мыслей. Подстрижением на приемлемом в клир или в монашество полагается знамение, что он должен отсечь плотские и мирские мысли. За этим, получившая благословение глава пусть обильно растит волосы новые — помышления духовные, чистые и святые. Но и всякому, вместо того, чтобы состязаться о ращении и стрижении волос, не лучше ли позаботится о том, чтобы отсекать у себя мысли плотские и мирские, и возвращать помышления духовные, чистые и святые?»

Храни Вас Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

      Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь