Вопрос читателя:

Отче, хочу вернуться к вопросу о курении. Православная Церковь однозначно считает курение грехом… но ведь и пьянство она считает таковым! Почему же, считая пьянство грехом, даже в монастырях, даже в пост, монахам разрешается употребление вина, хотя воздержание от него считается весьма похвальным? То есть, все зависит от меры? Нажрался, как свинья — грех! Выпил красовулю в праздник — нормально? А с курением так же? Накурился, что никотин, аж с пятой точки капает — грех! Выкурил в праздник одну хорошую сигару — все-равно грех?

Вячеслав

Отвечает иерей Сергий Савенков:

Ответ:

Уважаемый Вячеслав, проблема курения довольно сложная и не однозначная.

Начнём с того, что это действительно вредная привычка, которая пагубно влияет на здоровье человека. Небольшое количество вина, разбавленного водой, не вызывает у человека привыкания, в то время как даже редкое курение наносит значительный вред организму и может вызвать зависимость.

Во-первых, курение — это членовредительство, то есть сознательное нанесение себе вреда. Вот предостережение об этом апостола Павла: «Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог; ибо храм Божий свят, и это — вы» (1Кор. 3:17). Нужно понимать, что апостол не мыслил человека частями — отдельно тело, отдельно душа, человек для него — это единое целое, поэтому храмом Божиим является не только душа человека, а весь человек, в том числе и тело. Но как быть с тем, что Церковь сама предписывает строгое воздержание от пищи, а многие подвижники совершали подвиги, напрямую вредившие их здоровью? Нужно отличать аскетические труды, связанные с изнурением своего тела тяжёлыми работами, лишением сна, голодом или холодом и сознательным бесцельным нанесением себе вреда. Подвижник своими подвигами старается обуздать своё тело, лишить его господства над своей душой, а грешник готов причинить себе вред ради получения удовольствия, как раз подчиняясь велениям своего тела.

Во-вторых, курение — это страстная зависимость. О том, что такое страсти хорошо говорит преподобный Исаак Сирин (VII в.): «Страсти — это обольщения, которые производятся вещами мира сего, побуждая тело удовлетворять излишней его потребности и обольщения эти не прекращаются, пока стоит сей мир» (Слова подвижнические. Исаак Сирин Ниневийский — Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. 632 с. Слово 38). Страсти порабощают нашу волю, делая нас зависимыми от них. Христианин призван к тому, чтобы рабом Божиим, а не рабом греха: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16:13). О борьбе со страстями учит нас святитель Феофан Затворник: «Кто мужественно борется со страстьми, строго исполняя заповеди Господа, тот по мере успехов очищается сердцем и по мере чистоты сердца сближается с Господом, Который обетовал таковым: “К нему приидем и обитель у него сотворим” (Ин. 14:23)» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник». Вып. 3. М., 1994. С. 165).

Мир вам и радость от Господа!

Читайте также:

Грех ли курить?
Курение — грех?

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
7
0
Сохранить
Поделиться: