Почему нельзя причащаться без подготовки?

Вопрос читателя: 

Скажите, батюшка, почему нельзя причащаться без подготовки?

Выстояла службу, во время службы исповедовалась (впервые), хотя и к этому не готовилась и не все грехи упомянула. В конце службы к причастию приглашались только те, кто исповедовался накануне и был допущен к причастию. Мне очень хотелось причаститься, но, увы, я не попала в категорию «подготовленные и допущенные». С год назад я готовилась на Рождество, постилась и читала положенные молитвы, но в последний момент не дерзнула идти на службу… Никак у меня с подготовкой не складывается, а причаститься хочется. Как мне быть дальше? Страшно при мысли, что так и не будет реальной возможности причаститься…

Ольга

Отвечает иерей Евгений Чебыкин:

Здравствуйте, Ольга.

Поздравляю Вас с первой исповедью! Дай Бог Вам сил и помощи Божией на пути церковной жизни!

Причастие — это очень доброе дело. Вы знаете, что речь идет о таинственном соединении человека с Богом, не зря Причастие называют Таинством Радости .

Конечно, лукавый будет этому всячески препятствовать, так что путь ко Причастию очень даже может сопровождаться разного рода испытаниями Вашей решимости. Бояться этого не нужно, знайте, что Господь с Вами, а написал я, чтобы Вы понимали, откуда эти препятствия. Например, очень возможно, что Ваше "не дерзнула идти на службу" - как раз из этой серии.

Не переживайте. Вы можете облегчить себе этот путь, просто разобравшись, что к чему. Самое лучшее - если Вы, не откладывая, придете в храм, спросите там, как можно договориться о беседе со священником, и в разговоре с ним обсудите, как часто будете причащаться и как быть перед причастием.

Конечно, мы говорим о том, что ни один человек в полной мере готов ко Причастию не будет и все мы приступаем недостойно, но есть некоторые действия, некоторая перестройка образа жизни, которая позволяет хотя бы в какой-то степени подготовить себя к принятию Причастия, об этом и речь.

О необходимости подготовки ко Причастию еще в первом веке нашей эры писал святой апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам: «… Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:26-30).

Смысл подготовки в том, чтобы Ваше внутреннее состояние было максимально в согласии с состоянием любви, сердечного мира, то есть чтобы внутри человек как можно сильнее стремился от греха ко Христу, чтобы внутри него были то, что является признаками подлинной христианской духовности - «… любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23). На достижение этого направлены и пост, и молитвы, и сосредоточеннность на вещах духовных, и исповедь. Именно ради этого обычно желающим причаститься рекомендуют говеть, т.е. некоторое время воздерживаться от принятия скоромной пищи (мяса, молока, яиц), исключить из дневного расписания различные увеселения (музыка, телевизор, социальные сети, курение, алкоголь и прочее), помолиться покаянными молитвами (как минимум — Покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу) и молитвами перед причастием (в Молитвослове они именуются Последованием перед Причастием), проанализировать свои грехи и исповедать их.

Подробнее можете посмотреть материал Как подготовиться к причастию?.

Исповедь - это отдельное Таинство. В русской традиции оно, как правило, очень тесно связано с Причастием, потому что как раз после исповеди человек чист от грехов и устремлен от них к Богу.

Что касается выбора момента, когда же поговорить со священником, исповедаться и причаститься, советую Вам не ждать больших праздников, а в ближайший же день прийти в храм на исповедь и спросить у священника, что лично Вам сейчас нужно сделать, чтобы подготовиться ко причастию, сделать то, что скажет батюшка, прийти и причаститься. 

В будущем же постарайтесь перестроить ритм своей жизни таким образом, чтобы исповедь и причастие стали регулярными, скажем, раз в месяц.

Бог даст, все получится! Пусть Господь Вам поможет!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (36 голосов, средняя: 4,69 из 5)
Загрузка...
7 сентября 2020
Поделиться:

  • Светлана
    Светлана 4 дня назадОтветить

    Как то мы ездили в паломническую поездку,водитель был далек от церкви,вернее только начинал знакомство,и вот старшая по поездке,попросила батюшку причастить водителя.
    Уж не знаю,что она говорила ему,но батюшка согласился!
    На все воля Господа!!!

  • Димитрий
    Димитрий 5 дней назадОтветить

    До сих пор не могу исполнить молитву Господню, да святися Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет Воля Твоя... Грешный я, неисправимый.

  • Евгений
    Евгений 1 неделя назадОтветить

    Очень интересная статья! Ничего не понятно, но так красиво написано)) Высокопарные слова, а сути нет. Приходишь на вечерю к Спасителю, а когда нужно взять чашу от неё отказываешься, а все потому что не исповедовался. Апостолы прошли исповедь перед причастием? Нужно добавить: "Только исповедавшиеся" к словам "приимите, ядите".
    Именно из-за такого недалекого, магического, обрядового православия в церкви одни бабки)

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 неделя назадОтветить

      Апостолы не исповедовались. Один из них, причастившись, бросился скорее вон, чтобы предать Христа. Он раскаялся потом, но сам посчитал, что это уже поздно. (

  • Марк
    Марк 1 неделя назадОтветить

    Мы до такой степени обросли грехами, которые нам передавались из поколения в поколение. Мы отвечаем за грехи наших праотцов, за наши грехи будут отвечать наши дети и внуки. И Господь дал нам лучик надежды в причастии святых Христовых таинств. Пусть недостойно,но постараться "отмыться" от слоями, пластами накопившихся грехов. Другого пути нет, все остальное от лукавого.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 неделя назадОтветить

      Марк, всё же, готовясь к Причастию, человек прежде всего, должен думать не о грехах предков и праотцев. Да, есть первородный грех, "заработанный" праотцами, но он выражен уже в том, что считают нормой, а на самом деле, в этом уже катастрофа: необходимость дышать, есть, пить и совершать множество иных действий, чтобы не умереть через минуту или месяц. А сверх того болезни. И несмотря ни на что -- в конечном итоге, смерть (тела). Люди забыывают, что это вовсе не нормальное для человека состояние. И это -- следствие грехопадения. И мир вокруг не идеально устроенный Богом, а падший. В нём жесточайшие отношения, опасности и угрозы. И физические законы лишь кое как сохраняют для нас условия для временной жизни. Грехи поколений влияют, но мы не можем (и об этом Христос Сам говорил) изводить все и любые беды от предков. Но мы действительно напитаны теми стереотипами, заблуждениями и неверным представлением о добре и зле, какие распространялись в прошлом; мы также не можем легко преодолеть последствия тех грехов, какие непосредственно коснулись нас. Например, разводы родителей. И тем не менее, отвечаем мы в покаянии прежде всего за себя самих, совершая собственное покаяние и стяжая благодать для собственного спасения.

  • Роман
    Роман 2 недели назадОтветить

    да петр нафигачил в своих трудах немало но у меня такой вопрос к вам батюшка а вы достойны причастия?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил 2 недели назадОтветить

      А разве тут идет речь о достоинстве или недостоинстве? Каждый христианин априори считается себя недостойным причастия, это не какая-то тайна, и более того, эта позиция зафиксирована в в Последовании ко Святому Причащению. И тем не менее, причастие для христианина - жизненная необходимость, и спрашивать "достоин ли ты причастия?" это примерно то же самое, что спрашивать "достоин ли ты вдыхать воздух?".

Загрузить ещё