Изображение «Богоматерь на престоле с младенцем Христом» принадлежит к числу древнейших: самое раннее из них относится к V веку. В христианском искусстве оно имело широчайшее распространение. Предположительно, икона тронной Богоматери входила в число чтимых богородичных образов Константинополя. Возможно, это была одна из икон Успенского монастыря во Влахернах.
Считается, что такой иконографический извод образовался путем укрупнения и выделения фигуры Богоматери с Младенцем из сцены «Поклонение волхвов». То есть он изначально относился к самым торжественным, парадным сценам. Образ тронной Богородицы был настолько значимым, что в храмовых росписях его помещали преимущественно в центральной нише алтаря, к примеру, образ в алтарной апсиде Святой Софии в Константинополе. Кроме того, он встречается на многочисленных иконах, в миниатюрах рукописных книг, в произведениях мелкой пластики и на церковных тканях.
Прославленные и чтимые образы Богоматери на престоле находились в нескольких монастырях и храмах Византийской империи. Они носили различные имена: Богоматерь Платитера («Ширшая небес») в монастыре на Синае, Богоматерь Мария-Регина (Царица) в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, Богоматерь Кипрская и Богоматерь Сицилийская.
На Руси образ тронной Богоматери появился в конце XI в. Такая икона была прислана из Константинополя в Успенский собор Киево-Печерской Лавры как благословение Влахернской обители. Она получил название «Богоматерь Печерская». В XVII–XVIII веках слава этой иконы была настолько велика, что ее стали помещать в иконостасе, в центре пророческого ряда в качестве образа «Богоматерь Воплощение»