Вопрос читателя:
«На такое особое молитвенное правило (молиться по четкам) необходимо получить благословение священника», — говорит протоиерей Александр Ильяшенко. Почему? А как же жить надо с молитвою как дышать? Какая-то чушь. Да и вообще, по каждому чиху получай благословение от священника. Ну, батенька, по-моему, не туда гнете. Ладно монах в монастыре… там прежде всего послушание вырабатывать надо. А тут если все прихожане начнут дергать священника, то точно он сгорит, не только выгорит. Простите, я скорее не объяснения жду, а свое возмущение шлю. Спасибо.
Михаил
Ответ священника:
Бог Вас да благословит, дорогой Михаил!
Вообще вопросы по поводу слов конкретного священника надо ему и адресовывать. Но тема, которую Вы затронули, актуальна в принципе, поэтому решился дать Вам ответ.
Когда человек учится какому-то новому делу, на первых порах он во всем слушает своего наставника, верно? Без этого можно очень здорово наломать дров. Не бывает так, чтобы человек пришел с улицы — и сразу встал за операционный стол со скальпелем. Не бывает, чтобы человек, не имея нужной подготовки и допусков, работал с проводами под высоким напряжением, да и просто браться за электрику без соответствующих знаний опасно для жизни. Попробуйте даже еду приготовить, если до этого Вы не были на кухне (допустим такой вариант), а видели только приготовленные блюда — вряд ли что-то выйдет, если Вы не знаете, какие продукты едят сырыми, что жарят, варят, что очищают, а что нет. И так далее. В любом деле нужна базовая подготовка, а чем выше уровень, тем более серьезная подготовка.
Духовная жизнь — это такое же умение. Если человек воспитан в вере с детства или если на данный момент он имеет подготовку и достаточный духовный опыт, ему уже не нужно про каждое дело советоваться, потому что он и сам понимает какие-то принципы жизни. Но если речь идет о более высоких и тонких материях, без советов более опытного и ученого человека не обойтись. Повторюсь, как и в любом деле. Например, простой осмотр молодой врач сделает, а для сложных случаев собирают консилиум или звонят более опытному медику. И так в любом деле: «Что-то странно как-то тут трубы идут, дай-ка Петровичу позвоню, спрошу, как в таких случаях поступают».
Если же взрослый человек прожил жизнь вне храма, он в вопросах практики духовной жизни и аскетики — несмышленый ребенок. И ему нужно этому учиться. Это все равно как, скажем, если человек после школы пошел в вуз, он к 25 — 26 годам уже специалист с опытом работы, а если человек в 30 лет сменил профессию, он в новой профессии в 30 лет на уровне 18-летнего бывшего школьника, который только что в вуз поступил и начал учиться. И самое правильное, что можно сделать, — это не идти в духовной жизни методом тыка, а сперва поучиться ей, спрашивая священника, усвоить азы, принципы жизни, и потом уже что-то решать самостоятельно, опираясь на эти принципы, а о чем-то консультироваться.
Есть моменты в духовной жизни, которые сам человек пройти не может: ему необходим второй человек, которому он будет открывать свои помыслы (да и исповедь у самого себя не примешь) и с которым нужно советоваться, чтобы был взгляд со стороны, правильно ли ты идешь. Потому что, как Вы, вероятно, знаете, существуют состояния прелести, в которых человек не может адекватно себя оценить, тут-то и нужен второй человек, опытный. Таковым является священник.
И здесь нужно напомнить еще об этой вещи — искушениях и нападках со стороны лукавого, который человека стремится сбить с правильного спасительного пути. Чем выше человек поднимается по ступеням духовной жизни, тем сильнее ополчается лукавый. И когда человек идет, нужно, чтобы кто-то мог помочь ему и подкорректировать его путь.
Молитва, конечно же, должна быть постоянной. И Вы совершенно спокойно можете просто про себя читать «Господи, помилуй». Но молитва именно по четкам — это особая молитвенная практика, в которой важно и количество читаемых молитв, и внутреннее состояние готовности, потому что такую практику нельзя прерывать. Да и с чтением молитв начинаются искушения, когда, бывает, человек и десятка молитв выполнить не может: бесы нападают. Сам человек не может оценить свою готовность к такому, потому что у него нет еще опыта (и откуда бы ему взяться, если он по четкам не читал?). Поэтому и нужен духовик, который посмотрит и увидит, можно ли человеку начинать такое правило (кстати, монашеское) и в каком объеме его исполнять. Дальше, когда начнется правило, именно с духовником человек будет обсуждать искушения, которые начнутся.
Так что вопрос исключительно в духовной безопасности молящегося и в том, чтобы все было сделано правильно и традиционно. Хотите молиться просто так — пожалуйста, на здоровье, хотите по четкам — делайте это, от греха подальше, традиционно: с благословением, под контролем опытного духовника, у которого есть опыт такой молитвы и который может этому научить. Если такового нет — молитесь другими молитвами, не экспериментируйте. Молитв много, текстов много — выбирайте на свой вкус. К делу надо подходить серьезно.
Бог в помощь, дорогой!

