Вопрос читателя: 

Здравствуйте! Почему на исповеди человеку прощаются грехи, несмотря на то, что он при личной встрече не попросил прощения у того, кому причинил обиду или у его близких? Например, царь Давид, убивший Урию и изнасиловавший его жену, каким образом получил прощение у них или их близких? Каким образом наказание Давида Богом способно утешить Урию, его жену и их близких?

Сергей

Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:

Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск?

Сергей, здравствуйте!

В своем суждении вы исходите из предпосылки, что исповедь - это некий юридический акт прощения. Чтобы расставить в этом вопросе все на свои места, давайте начнем с определения слова «покаяние», которым обозначается в нашем вероучении таинство исповеди. По-гречески оно звучит как μετάνοια,  где μετα- — это приставка, обозначающая: «изменение, перемена», а νόος, νοῦς — мысль, ум, разум; мнение, образ мыслей. Следовательно, покаяние — это перемена ума. Но почему эта перемена — таинство, то есть нечто, что не может произойти без особого участия Бога? Попытаемся ответить вначале на этот вопрос.

В западном богословии существует точка зрения на грех как юридическую вину, которую человек должен загладить, умилостивив правосудие Божие. Этот подход ограничивает человека уровнем поступков, тогда, как поступки это в большинстве случаев лишь симптомы греховного навыка — страсти. Православное богословие считает грех не виной, а болезнью. Когда Адам и Ева согрешили, они заболели, стали смертными, тленными и страстными, то есть зависимыми от греха. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего» (Рим. 5:12-14) 

В грехопадении первых людей человечество заболело. Да так сильно, что стало нуждаться в спасении. И потому приходит Спаситель —  Новый Адам, Богочеловек Иисус Христос, Который исправляет все то, что разрушили, исказили первые люди. «Посему как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:18-19). Те, кто верит в Господа Иисуса Христа, в Нем получают возможность избавиться от рабского служения греху. «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;  ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:2-7).

А теперь давайте вернемся к вашему вопросу. Только я позволю себе несколько его перефразировать, оставив суть. Почему Бог прощает грехи, последствия которых невозможно исправить? Но не в том ли, однако, и состоит дело, что грех — это неизлечимая болезнь, уврачевание которой есть чудо. И только Бог может совершить это чудо. Если бы Бог прощал только те грехи, которые подлежат исправлению, много ли наших с вами грехов было бы прощено? Да, наказание Давида не способно утешить убитого Урию. Потому, что наказание Бога — это не возмездие, а лечение. И когда все нутро человека содрогается от осознания невозможности исправления совершённого им преступления, когда даже хочет, чтобы его наказали, когда он саму жизнь готов отдать, только можно было бы что-то исправить… Что происходит с ним тогда? В душе царя Давида именно в этот момент родились слова, которые помогали миллионам людей на протяжении тысячелетий и помогают по сей день раскаяться и обратиться к Богу. Вчитайтесь повнимательнее в эти его слова, быть может они что-то прояснят вам...

Что следует понимать под словами «на исповеди человеку прощаются грехи»? Я, как христианин, понимаю это так: я прихожу в единственную врачебницу в мире, в которой возможно исцеление моей смертельной болезни. Меня там принимает Врач душ и телес — Иисус Христос и его ассистент-помощник, священник у исповедального аналоя. Я говорю Господу, в чем состоит моя болезнь, а Он дарует мне благодать Духа Святаго, врачующую раны и струпья моих грехов. Сказать, что совершилось покаяние можно в том случае, если я воспользуюсь благодатными дарами Божиими и приложу все усилия к тому, чтобы этого греха больше не было в моей жизни, чтобы я был свободен от него. Ну а если считать исповедь обнулением счетчика, на котором мы перечисляем плохие поступки, становимся в них невиновными и можем идти грешить дальше, никак не меняясь при этом — это вообще не о покаянии...

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал "Вопросы священнику"

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
0
Сохранить
Поделиться: