Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Батальные сцены чаще встречаются в книжной миниатюре — на страницах летописных сводов, сказаний о ратных подвигах. В каких же случаях изображения битв попадают на иконы?
Пожалуй, самый известный «воинственный» образ — «Чудо от иконы Богоматери “Знамение”», или «Битва новгородцев с суздальцами». Это иконописный рассказ о помощи осажденному Новгороду в феврале 1170 года. Суздальские войска осадили город и уже поделили улицы для разорения, но жителям пришла на помощь Пресвятая Богородица: образ Ее, впоследствии названный «Знамение», с молитвой был перенесен в острог. Стрелы суздальцев попали в икону, и Богоматерь заплакала. Нападавших накрыла тьма, они в страхе начали убивать друг друга и были разбиты новгородцами.
Невскую битву изображают на иконе святого Александра Невского — в качестве фона или в клеймах. Также в житийные клейма включают Куликовскую битву.
Образ сражения на иконе условен, но не лишен драматизма. Конное войско, готовое к атаке, монолитно — как сжатый кулак, копья нацелены вверх. Чтобы показать масштаб сражения, иконописцы прибегают к такому художественному приему: в основании войска — несколько коней, над ними — щиты, а выше — множество шлемов и копий. Отступающее войско как бы разваливается на части, рассыпается.
Узнаваемых лиц немного. В изображении Мамаева побоища — Димитрий Донской, святые воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя. В «Чуде от иконы “Знамение”» вместе с новгородцами во главе войска выступают страстотерпцы Борис и Глеб, великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. И в битве на Неве вместе с земным войском сражается войско небесное — ангелы поражают стрелами врагов. Внешне воины с обеих сторон выглядят одинаково. Лица врагов пишутся нейтрально, без злобы и ненависти.
Сражение на иконе изображают, когда это имеет не только исторический, но и духовный смысл. Ратный подвиг связан с подвигом за веру и происходит с помощью Божией, по молитвам Богоматери, с участием небесных сил и святых.