Вопрос читателя:
Здравствуйте! Я хочу задавать вопросы, чтобы у меня исчезли все сомнения. А сомнения — это первый враг веры. По-моему логично.
Мой вопрос. В чём смысл снятия первородного греха в Таинстве Крещения, если после этого человек продолжает грешить всю жизнь? Ребёнок 40 дней от роду перед Крещением не имеет никаких личных грехов и перед Богом чист, кроме одного момента — первородного греха. В Таинстве этот грех снимается и дальше, по логике, ребёнок грешить не должен, поскольку лишён источника всех грехов — первородного греха. Но этого почему-то не происходит. В чём причина?
Сергей
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Уважаемый Сергей, очень поддерживаю Ваше желание во всем разобраться!
Чтобы была ясность, начнем с терминов. Первородный грех - это собственно поступок Адама и Евы, но не просто факт поедания запретного плода, а то, что, вместо того, чтобы выбрать быть с Богом и советоваться с Богом о том, что и как делать, наши прародители выбрали вариант действовать самостоятельно без Бога. И этот выбор - действовать без Бога, вне Бога, вне Божией воли - предопределило то, по какой логике пойдет дальнейший ход истории человечества.
"В грехопадении человек отторг себя от Бога, и, как планета, потерявшая орбиту, ныне полагает в центр своей жизни тех или иных идолов – чаще всего, самого себя, но иногда “великое дело” или “великого вождя” или еще что-то. Склонность ко всякого рода злу и безумию, которым отмечена человеческая история, есть результат этой утраты Бога как центра", - пишет Сергей Худиев.
В результате этого выбора Адама и Евы человек стал смертен, стал подвержен болезням и страданиям (поскольку они предваряют смерть). Человек сотворен по образу Божию - то есть со свободной волей. По своему свободному выбору, увы, первые люди выбрали в какой-то момент оказаться без Бога. Следствием этого, помимо того, о чем я сказал выше, стало то, что человек не мог больше быть в Эдеме, где пребывал до грехопадения: природа человека и весь мир изменились настолько, что дальнейшее пребывание там стало невозможно. И после смерти, поскольку душа человеческая бессмертна, все души вынуждены были пребывать в аду (или, по-еврейски, шеоле), потому что Рай для человека в результате грехопадения был закрыт. Понадобилось очень много времени, прежде чем смог родиться человек, который по своему воспитанию, тому, что передали родители и собственной своей воле мог полностью пребывать с Богом постоянно - Дева Мария. Благодаря Ней стало возможно, чтобы Бог воплотился на земле и прошел полный путь человеческой жизни - от ребенка до смерти - и затем, по итогам этой жизни, вознести человеческую плоть в Рай, к Богу, и тем самым создал прецедент, по которому теперь каждый человек может после смерти также быть с Богом.
Подробнее об этом можете посмотреть материалы
Зачем была нужна искупительная жертва Христа?
Разве Бог не мог спасти мир иначе, не через Распятие?
И еще один текст о последствиях поступка Адама и Евы:
Почему за грех Адама и Евы расплачиваемся мы
Строго говоря, в Таинстве Крещения, благодаря пришествию в мир Спасителя, снимается бывшая прежде невозможность быть с Богом в вечности. И это последствие первородного креха Таинство Крещения снимает.
Что касается земной жизни - смертности, болезней и прочего - эти последствия Таинство Крещения не убирает, и окончательно мир преобразится уже после Второго Пришествия Христова. В человеке по-прежнему остается и свободная воля и возможность выбрать, быть ему с Богом или нет. И тут уже выбор за каждым конкретным человеком. Крещение также открывает возможности участвовать в других церковных Таинствах, будучи членом Церкви. А ведь именно в Таинства человеку подается сила Божия, благодать на то, чтобы жить и делать правильный выбор, тот, который будет соответствовать природе человека и тому, как человека изначально сотворил Бог.
Помоги Вам Бог!