В конце августа в храмах появляются банки с медом, корзины с фруктами, орехи и прочие вкусные вещи. Кто-то относится к этому как к трогательной деревенской традиции, кто-то вообще считает пережитком язычества. Многих раздражает суета, которая часто случается во время освящения плодов. На самом деле в этих приношениях нет ничего чуждого христианству. Они хранят напоминание о том, как важно благодарить Бога и служить Ему тем, что для нас действительно ценно.

Священник Евгений МУРЗИН

редактор направления «Вера»

У Анатоля Франса есть новелла «Жонглер Богоматери». В ней рассказывается о средневековом жонглере по имени Барнабе — бродячем артисте, который всю жизнь зарабатывал тем, что показывал фокусы, крутил ножи и делал акробатические трюки с шарами. Он был простым, неграмотным человеком, не умел ни читать, ни писать и очень любил и почитал Божию Матерь.

Случилось так, что Барнабе устал от скитаний, шумных площадей и ярмарок и по приглашению настоятеля одного из монастырей принял постриг. Он всем сердцем хотел служить Богу, но скоро понял, что не умеет ничего из того, что делают братья: не может переписывать книги, украшать рукописи миниатюрами, сочинять гимны или петь в хоре.

Жонглер начал тосковать. Ему казалось, что он абсолютно бесполезен.

Однажды, когда братья ушли на богослужение, он забрел в монастырскую часовню. Перед изображением Пресвятой Богородицы, украшенной цветами и свечами, он стал делать то единственное, что умел лучше всех. Барнабе кувыркался, жонглировал, выполнял сложнейшие трюки — но в этот раз не ради забавы публики, а в честь Божией Матери, как свое личное приношение Царице Небесной. С тех пор он обрел покой и утешение и время от времени, когда никого из братий не было рядом, отправлялся в часовню, чтобы по-своему прославить Богоматерь

Почему меня не раздражают «Спасы»?
Сгенерировано с помощью midjourney

Настоятель заметил отлучки Барнабе и вместе с несколькими монахами решил выяснить, в чем там дело. И вот, когда жонглер вновь уединился в часовне, настоятель с братией поспешил за ним. Заглянув внутрь, монахи решили, что Барнабе глумится над святыней. Но прежде чем они подошли, произошло чудо: изображение Богоматери ожило. Богородица сошла с образа, вытерла пот со лба жонглера и благословила его.

К чему эта история?

В притче о жонглере главный герой не обладал ничем, кроме своего ремесла, которое, на первый взгляд, не имело ничего общего со служением Богу, молитвой и вообще с духовной жизнью. Но Барнабе в своей простоте решил принести в дар Божией Матери именно его — то что он умел делать лучше всего. И дар жонглера был принят.

Подлинный дар Богу — это все, что человек приносит Ему от чистого сердца, то, чем он действительно «богат». Можно вспомнить тут совет Серафима Саровского, который говорил, что христианин должен вести себя как разумный купец: «торговать» теми добродетелями, которые «больший прибыток дают».

Этот мотив — служения Богу самым дорогим или даже единственным, что у меня есть, — можно увидеть и в сохранившейся традиции праздников, которые у нас называют Спасами: Медовый, Яблочный, Ореховый. Раньше крестьяне в эти августовские дни приносили в церковь те плоды урожая, которые были ими собраны и которые составляли их основное богатство. Это делалось не для «задабривания» Бога и не по каким-то магическим соображениям, а было естественным выражением благодарности, понятным и доступным способом сказать спасибо. Стремлением послужить Господу тем, что у них имелось. Часть этих плодов потом оставляли в церкви или раздавали тем, кто в этом нуждался.

Сегодня большинство из нас уже не зависит от земли и урожая. Сельскохозяйственные циклы больше не определяют нашу жизнь, а сами плоды, даже самые экзотические, можно приобрести в любое время года. Тем не менее, принося в храм яблоки или другие дары, мы не просто механически повторяем некий красивый обычай. Это напоминание, что благодарность Богу должна быть важной частью нашей жизни и что каждый может служить Богу тем, что имеет и что считает своим лучшим даром.

Это могут быть и материальные приношения, и помощь ближним, умение и время, которое мы отдаем другим, а значит — Богу. Помните? …Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Смысл остается тем же, что и в истории жонглера: каждый приносит свой дар — то, что у него лучше всего получается, самое дорогое, что он имеет.

2
29
Сохранить
Поделиться: