Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:
Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди — это «рабы Божьи», а в язычестве — «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.
Михаил
Отвечаем:
Начнем с того, что и в христианстве люди — строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:
Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.
Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» — так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).
Стать другом Божиим, стать святым — вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.
Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.
Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание — «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».
Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых — из страха наказания. Во-вторых — из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих — бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное — наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже — сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»
Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.
Причина тому — исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом — как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).
В античном язычестве представления об отношениях богов и людей были довольно приземленными. По сути, боги Древней Греции и Древнего Рима — это те же люди с их страстями и эмоциями, просто наделенные сверхспособностями, вечной молодостью и бессмертием. Боги врут, блудят, гневаются, устраивают друг другу различные пакости, вступают в противоестественные связи, приживают от земных мужчин и женщин детей, которые впоследствии становятся супергероями — например, Геракл или Ахиллес.
Отношение богов к людям далеко от любви и отеческой заботы. Они очень обидчивы и пристрастны. Люди в их руках не более чем игрушки, с помощью которых они сводят счеты друг с другом. Очень показательно в этом отношении бессмертное творение Гомера «Илиада», в мифологическом контексте повествующее о событиях Троянской войны. Начавшаяся из-за того, что Парис предпочел Афродиту двум другим богиням — Гере и Афине, война стала полем битвы не только людей, но и богов, которые соперничали друг с другом, поддерживая и карая людей в зависимости от своих личных предпочтений.
Взаимоотношения богов и людей в античности лучше всего выражает латинская формула do, ut des — «я даю, чтобы ты дал». Этот римский принцип, изначально устанавливавший в рамках судопроизводства правовые отношения между двумя лицами, был перенесен и на отношения с божествами. Если человек хотел что-то получить от того или иного бога, он должен был сперва умилостивить его — принести жертву. Чем масштабнее была жертва, тем выше был шанс того, что человек получит желаемый результат. Ни о каком сыновстве, безусловной любви тут нет и речи.
Редакция
Это — во-первых. Но есть еще и во-вторых:
Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам... Никому, кроме Бога.
Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.
Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы... Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22).
В Иудее рабство имело патриархальный характер, так что раб становился как бы членом семьи своего господина. Различались рабы-иностранцы и рабы-евреи, от происхождения раба зависел его правовой статус.
Иностранцы находились в пожизненной собственности, их можно было продать, подарить или передать в качестве наследства. Отношение к ним было довольно гуманным. Рабы-иностранцы могли заводить семью, хозяин был обязан заботиться о них, обеспечивать жильем и всем необходимым для жизни. Запрещалось увечить рабов — изувеченный раб автоматически получал свободу. Важно, что рабы-иностранцы должны были принять обрезание и исполнять нормы закона Моисеева. В противном случае хозяин по истечении года должен был продать его иноверцу.
Для евреев рабство было вообще достаточно условным и представляло собой скорее ограничение свободы. Рабом еврей мог стать либо за воровство, либо за долги и только в том случае, если не имел возможности возместить ущерб. Такого раба нельзя было продать на сторону, поскольку, принадлежа к избранному народу, он был прежде всего рабом Божьим. В библейской книге Левит, где говорится о содержании рабов-евреев, на это есть прямое указание: они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской: не должно продавать их, как продают рабов (Лев 25:42). По сути, господину принадлежал не сам человек, а его труд, причем на определенное время — шесть лет. По завершении этого срока раб получал свободу и даже вознаграждение от хозяина, как об этом написано в книге Второзаконие: когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой (Втор 15:13–14).
Немудрено, что при таком комфортном рабстве, особенно учитывая обязанность господина заботиться о рабах, были люди, которые не спешили воспользоваться свободой. В этом случае раб мог заявить о своем нежелании хозяину и остаться в пожизненном рабстве. Для этого даже был предусмотрен специальный ритуал: Если же он (раб. — Прим. ред.) скажет тебе: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой», потому что хорошо ему у тебя, то возьми шило и проколи ухо его к двери; и будет он рабом твоим навек. Так поступай и с рабою твоею (Втор 15:16–17).
Редакция
И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.
В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб — отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:
Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).
Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу — иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).
Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении — усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.
Для всех, кто хочет подробнее разобраться в теме, мы рекомендуем также текст: Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?