Вопрос читателя:
Почему христианство запрещает человеку желания?
Ведь вне зависимости от того, хочешь ты чего-то или нет, исполнится только то, что хочет Бог. Зачем тогда вообще чего-то желать и мечтать, если шанс, что надежда сбудется, — 50 на 50?
И святые отцы относятся к просительной молитве очень сдержанно и учат просить поменьше, а каяться и благодарить побольше. Христианство крайне враждебно относится к интересам самого человека и требует полного уничтожения своего «я», чтобы на это место поставить других людей и веру во Христа. Верхом христианской жизни считается полное отречение своей воли.
Что вообще хорошего в самоотречении и зачем оно нужно? Для чего было творить человека свободным и желающим, если по ходу духовного развития он добровольно должен себя, по сути, сломать?
Спасибо.
Никита
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой Никита!
Я впервые слышу, чтобы христианство запрещало желания.
Христианство запрещает грех, а не желания. Например, в желании найти девушку и жениться на ней нет ничего греховного, и Церковь благословляет брак. Также мне непонятна Ваша мысль о том, что «исполнится только то, что хочет Бог». Если бы это было так, то в Церкви отпевали бы самоубийц. Однако Церковь знает, что самоубийца, вопреки воли Бога, давшему ему жизнь, лишает себя этого Божьего дара. Самоубийца исполняет то, что хочет он, а не Бог. Бог всем и каждому желает блага, но, уважая свободу волю и свободу выбора человека, Он попускает, чтобы было так, как выбрал человек.
Святые Отцы на то и Святые, что они своей духовной жизнью достигли такого состояния своей души, что ей, кроме покаяния и благодарности, не надо, в отличие от нас, грешных, просить иных благ у Господа. Вы пишите что человек «добровольно должен себя сломать». Это, по-моему, взаимоисключающие понятия. Если человек что-то делает добровольно, то он сознательно ИЗМЕНЯЕТ себя, а не ломает себя. Ломают человека пытки, заключение, наркотики, алкоголь, курение, то есть то, что ему навязывается извне, вопреки его, человека, воли. По ходу своего духовного развития человек не ломает себя, дорогой Никита, наоборот, он освобождается от оков мира материального, приближаясь к миру духовному. А свобода человеку дана затем, чтобы он сам выбрал путь, который хочет пройти в этой краткой, земной жизни.
Верх христианской жизни — это не отречение от своей воли, а ее согласование с волей Божией, потому что только так человек достигнет своего исполнения. Отречение от своей воли — это путь монашеский, когда человек сознательно выбирает (!) подчиняться во всем духовнику, с тем чтобы усвоить иную, чем та, к которой он привык, логику жизни, чтобы научиться как раз согласовывать свою волю с волей Божией, видеть ее, лучше понимать и себя. Речь не об уничтожении, а об исполнении человека, повторю еще раз.
Храни Вас Господь!