Вопрос читателя:
Здравствуйте! Мы всю жизнь прожили в Донецке и всегда святили куличи в воскресенье: в Церкви начинали святить с вечера субботы и целый день в воскресенье. По понятным обстоятельствам мы уехали в глубь России и, на наше удивление, здесь святят только по субботам... Почему такая разница?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Потому что освящение, а вернее сказать, благословение празднчиной пасхальной еды — это молитвенное последование, которое может быть совершено и в канун Пасхи, и после того, как Пасха наступила.
"Освящая куличи и другую скоромную пищу, мы знаменуем завершение поста, во время которого предписывается воздержание от продуктов животного происхождения. Церковь напоминает нам, а, в особенности тем, кто гнушается материей как чем-то в принципе пагубным и мешающим спасению, что в пище нет ничего дурного, что она тоже является творением Божиим, которое следует принимать с признанием, благодарностью и молитвой (см. 1 Тим. 4:3)", — говорится в материале о том, зачем нужно освящать куличи и яйца.
По Уставу, освящение пасхальных снедей полагается делать на Пасху после литургии, то есть либо ночью сразу после богослужения, либо, если литургия совершается утром, то после нее. Это логично: пост заканчивается, мы причащаемся натощак, далее священник благословляет еду — и можно отправляться к праздничному столу.
Но у традиции есть вариации.
В Настольной книге священнослужителя говорится, что «в некоторых местах России существует обыкновение, по которому, для освящения приготовляемых к празднику яств, священник приглашается в дом накануне Пасхи, в Великую субботу, обыкновенно, в промежуток времени между окончанием литургии и началом чтения Деяний свв. Апостолов».
Как видим, существовал и вариант освящения праздничной еды в Великую субботу. Возможно, потому что так было удобнее, правда, мы видим, что раньше священника приглашали в дом, а потом традиция трансформировалась.
Я не занимался специально этим вопросом и не могу точно сказать, почему в одних регионах было принято так, а в других иначе. Мне кажется, что освящение в субботу может быть удобно чисто с практической точки зрения: люди приготовили продукты, сходили благословить их — и далее до самого окончания пасхального богослужения уже не занимаются бытовыми вещами. Кроме того, если человек живет в большом городе далеко от храма, ночью может быть неудобно везти с собой еду и негде ее оставить в храме на время литургии, а держать в руках на крестном ходу и во время службы не сподручно. Поэтому в субботу освящают снеди, а в воскресенье уже ими разговляются.
С Богом!