Вопрос читателя:
Добрый день! По моему мнению, церковь не занимается просвещением прихожан, относится к этому формально. Церковь мне видится по-прежнему церковью белых платочков, абсолютно беззубой и непросвещённой. И фарисейство здесь как будто переродилось. К примеру, молитвенное правило: «Вот молитвослов, утренние и вечерние молитвы читайте каждый день». Хорошо, это действительно важно, но готов ли человек их читать? Понимает ли он то, что читает? Готов ли он принять слова, которые говорит? Это же очень высоко. Получается абсолютное пустословие! Я понимаю, что только через трудности и слёзы учусь, борюсь с грехами. Эти слёзы они смиряют. И я прекрасно понимаю что потом Бог даст облегчение («умиление»). Но давайте по-честному, я в жизни никогда не попрошу этих слёз у Господа. Вы можете представить себе среднестатистического прихожанина, который пришел в церковь не для того, чтобы попросить помощи у Бога в каких то сложностях, но пришел попросить «слёзы» для себя? Да это святой, невероятный уровень, не доступный простому человеку. Но мы это читаем. И таких моментов в молитвах много, я лишь избрал тот, который удалось сразу припомнить. Или подготовка ко причастию с чтением канонов. «Прочитал? Молодец!» А кто-то хоть раз спросил: «А поняли ли вы, что вы читаете? А для чего мы читаем эти тексты?». Со стороны мирянина это игра с собственной совестью. «Я вычитал, не всё понял, ну и ладно». И какой от этого прок? Воскресное богослужение. Опять, это же бездна знаний и вопросов. Сама служба, ее суть, ее красота. Исповедь, причастие. Для чего оно всё? В чём смысл? Спроси прихожанина — и ответа не будет. Сколько людей ходят в церковь, причащаются, молятся не ради Христа, но лишь ради того, чтобы Господь их не наказал? «Чтобы не вышло ничего худого». Я говорю это из своей души, потому что и я такой же! А почему люди всего этого не знают? Кто их должен наставлять? Почему проповеди либо высокопарны, либо елейным голосом в виде «разговоров для бедных»? Почему с амвона никогда не спросят: «А вы помните, что мы читали на прошлой неделе? а если по совести, что из этого вы исполнили? Почему я вижу здесь столько людей, а причащаются из них только единицы? Может быть, вы чего-то не понимаете, так давайте обсудим, я вам объясню.» Неужели священник — это просто робот по несению службы и исполнению треб? А научить, наставить? Разве в вас не горит желание помочь, привести к Христу как можно больше людей? Это не значит, что вы должны ходить от дома к дому как свидетели иеговы, насильно мил не будешь. Но и формально относиться ведь тоже нельзя! Или вы перегораете, как и всем нам это свойственно, на работе? Перегораете настолько, что это вам больше и не нужно? Это ужасно. Это как судья, в котором не осталось больше никаких чувств, и он работает как плывёт по течению, без человеколюбия. «Виновен!» Вы скажете — учитесь и разбирайтесь сами. Прекрасно, многие так и делают, но это не всегда эффективный, а иногда и опасный путь! Некоторые, самые упорные, могут попросить у батюшки время для беседы, и, быть может им повезет, но не все ведь такие. Человек и так сделал огромный шаг навстречу Богу (вы, наверное, и понятия не имеете, как трудно вообще прийти в первый раз в церковь, да и каждое воскресение это борьба с собой). А поступательного движения нет. Отстоял, свечи поставил, «всего доброго, до свидания». Почему мерзкие секты находят и будут находить своих последователей? Потому что там тебя окружат вниманием, в своих корыстных целях. Почему мужчина скорее пойдет на футбол чем в церковь? Потому что он там чувствует духовное единение с командой и с остальными фанатами. А ведь человеку нужно совсем немного, чтобы уловить его («и вы будете ловцами человеков»), — достаточно выслушать, проявить сострадание, и правильно сыграть на струнах души, объяснив ему истину. Я прошу прощения, так как наверняка вас обидел своим сообщением, но по моему большинству из вас, священников, всё это не нужно.
Александр
Ответ священника:
Дорогой Александр, мы опубликовали это письмо, потому что, возможно, оно правда будет полезно. Но Вы понимаете, да, что адресуете его священникам, которые пишут для портала, вся суть работы которого — это то самое просвещение, о котором Вы говорите?
Я не могу говорить за всю Церковь, потому что я просто не знаю обо всем, что делается или что не делается, но вокруг себя я лично вижу как раз большие усилия конкретных членов Церкви именно на линии просвещения людей.
И от своих знакомых я слышу о том, что священники проповеди говорят как раз именно такого — практического — характера: «Читали вот это, разбирали вот это, давайте посмотрим, как мы это применили конкретно в нашей повседневной жизни».
Вы правы, наверное, что так делают не все, но что так никто не делает — я не могу сказать.
Помимо журнала «Фома» я знаю целый ряд телеграм-каналов, вижу видео в сети, просто узнаю о Воскресных школах, в которых священство, диаконы и образованных прихожане по мере своих сил как раз такого рода занятия и проводят — разбор литургии, информация о смысле праздников, чтение и разбор Писания, кто может — святых отцов на доступном для конкретного прихода уровне. Не все такое делают, согласен. Не все прихожане имеют возможность эти занятия посещать — это факт. Но сказать, что Церковь такого не делает — это означает сказать неправду.
Я не знаю, стоит ли собирать тут ссылки на то, что готовит конкретно наша редакция по указанным Вами вопросам... Подумал и понял, что в конечном итоге придется дать ссылки чуть ли не на весь журнал и не только на основной сайт, но и на отдельные видеопроекты и каналы.
Возможно, если Вам на Вашем приходе не хватает конкретных занятий, Вам стоит или у священника спросить о возможности организации таких курсов, или поискать занятия в других храмах, в которых, может быть, они устроены хорошо и подойдут именно для Вас.
Есть менее активные приходы в плане занятий, есть очень активные — походите, посмотрите, что именно Вам подойдет. Может быть, со временем и Вы сами сможете такие занятия организовать, почему бы и нет?
Что касается вот этого пункта: «вы, наверное, и понятия не имеете, как трудно вообще прийти в первый раз в церковь, да и каждое воскресение это борьба с собой», без лишний деталей замечу, что мы ведь тоже не все с детства в храме и очень многие переживали этот момент. А еще могу сказать, что и у тех, кто предстоит перед Престолом, есть свои искушения. Вот только у нас нет возможности не пойти на службу, как бы ни было трудно на душе и какие бы искушения на были, потому что прихожане ждут исповеди и Причастия — и это свои моменты борения. И мы, священники, всегда очень благодарны нашим прихожанам за молитвы.
А еще, знаете, бывает, что делаешь все, что в твоих силах, живешь не приделе буквально — домой не успеваешь, потому что людей много, треб много, разговоров много... А те, кому не досталось нашего времени, потому что чисто физически просто невозможно поговорить со всеми, напрасно думают, что мы не хотим разговаривать и т.п. Многие из нас хотят, очень, и не просто так мы стали священниками, и не без сложностей это все, не без своих жертв тоже...
Так что самое лучшее — это взаимная поддержка всех христиан на приходе: один одно может делать, другой другое, третий третье. У каждого свои таланты, и если каждый будет делать свой посильный вклад — тогда и приходы процветать будут.
И попросил бы очень не забывать, что все христиане представляют собой Церковь, принципиальная разница между священством и мирянами — только в том, что последние литургию совершать не могут. Так что Вы, пожалуйста, не стесняйтесь: спрашивайте, ищите приход, в котором Вы сможете получить ту информацию и тот духовный опыт, который Вам нужен, а со временем, Бог даст, сами подключайтесь к приходской работе. Как раз и поможете и себе, и другим, и увидите, что и как происходит и насколько реально сделать то или иное. Хорошие помощники на приходе — это очень важно и здорово.
Бог в помощь!