Такой вопрос поставил один из наших читателей. Убийство Гитлера – популярный сюжет, и авторы книг (или компьютерных игр) иногда мечтают о том, как бы они поехали на машине времени в прошлое и убили бы будущего диктатора, сохранив, таким образом, десятки миллионов жизней. Например, в романе Стивена Кинга “Мертвая зона” главный герой спрашивает у старика ветерана:
![Почему Бог не убил Гитлера?](https://media.foma.ru/2019/09/gitler-0030-1-1.jpg)
“- Видите ли... предположим... предположим, что вы сели в машину времени и вернулись в тридцать второй год. В Германию. И предположим, вы встречаете Гитлера. Вы убьете его или оставите в живых?
- Я бы вонзил нож в этого убийцу, прямо в его черное и лживое сердце, – сказал Маркстоун. – Я воткнул бы нож по самую рукоятку... а потом повернул бы, вот так. - Он медленно повернул руку с ножом, сначала по часовой, потом против часовой стрелки. На лице его появилась странная улыбка и стали видны гладкие, как у младенца, десны. – Но прежде, – сказал он, – я бы смазал лезвие крысиным ядом”
Вопрос о том, почему бы Господу Богу – имеющему, в отличие от нас – все возможности, не проделать этого, кажется естественным. Как говорил (очевидно, о каком-то другом злодее) еще псалмопевец, "О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!" (Пс.138:19)
![Почему Бог не убил Гитлера?](https://media.foma.ru/2019/09/gitler-0014-700x335.jpg)
Этот способ борьбы со злом выглядит простым и напрашивающимся. Но увы, он не работает.
Убийство Гитлера мало что изменило бы. Нацизм, Мировая Война и геноцид созрели не в отдельно взятой голове озлобленного ветерана Первой Мировой и неудачливого художника – все это вызревало медленно и в миллионах голов как в Германии, так и по всей Европе. К такому развитию событий привело множество грехов множества людей. Вождя германского нацизма могли звать и не Гитлером, он мог быть не австрийцем, а, скажем, пруссаком или баварцем – это мало что бы изменило.
Зловещее движение европейской цивилизации к катастрофе, которое проходило через множество событий в военной, политической, интеллектуальной, эстетической, научной – и, более всего, духовной – сфере, нашло бы себе кого-то похожего, даже если бы лично Гитлера убили на фронтах Первой Мировой или во время "пивного путча".
Первая Мировая Война привела к обрушению привычного мира европейских империй. Оптимистическая вера в прогресс цивилизации сгнила в окопах.
Миллионы людей научились убивать – и не могли найти себе места в мирной жизни.
В России власть захватили большевики – и, как говорил Ленин, “превратили войну империалистическую в гражданскую войну”.
Германия потерпела поражение – а победители думали больше о том, чтобы наказать немцев – а не о том, чтобы установить прочный и справедливый мир.
В итоге Германии был навязан так называемый версальский договор, который ставил ее в крайне унизительно положение и вынуждал выплачивать огромные репарации, ложившиеся тяжелейшим бременем на экономику.
Веймарская Республика, установившаяся после войны, страдала от чудовищной инфляции, а по итогам выборов в Рейхстаг самые большие фракции получали нацисты и коммунисты – и они не могли и не хотели сотрудничать ради сохранения стабильного государства.
На улицах правили нацистские боевики – SA – а армия просто не могла их подавить из-за того, что ее численность была резко сокращена по тому же Версальскому договору. Перепуганные событиями в России германские обыватели (и часть германской элиты) были готовы поддержать нацистов, в которых видели защиту от большевиков.
Катастрофа долго зрела и на уровне идей – расовая теория, которую мы привыкли считать особенностью германского нацизма, приобретала влияние во всем западном мире со второй половины XIX века.
В первой трети ХХ века в университетах Скандинавии, англо- и германоязычного мира считалось самой твердо установленной научной истиной, что человечество делится на “расы”, которые в разной степени продвинулись по эволюционному пути от обезьяны к человеку, и английский джентльмен (или прусский генерал) от природы выше ирландцев или славян – не говоря уже о темнокожих – и обладают природным правом повелевать “низшими расами”. Более того, самой природой “низшим расам” предопределено исчезнуть с лица земли, освободив место для “высших”.
![Почему Бог не убил Гитлера?](https://media.foma.ru/2019/09/2120.jpg)
Германский нацизм просто довел до логического завершения интеллектуальный процесс, который начался задолго до него.
На духовном уровне дехристианизация Европы освободила место для воинствующих секулярных идеологий, которые, с одной стороны, претендовали на “научность”, с другой – вызывали в своих сторонниках квазирелигиозную преданность.
Все это зло никак нельзя было бы остановить, просто воткнув отравленный нож в Гитлера – или, скажем, поразив его молнией.
Убить злого человека нетрудно; гораздо труднее победить зло.
Множество злых воль, множество актов греха и противления, множество ложных и ядовитых идей в душах огромного числа людей в Германии, в Британии, во Франции, в России, в США, в других странах поучаствовали в создании того потока, который вынес Гитлера на вершину власти. И, не будь Гитлера, этот поток вынес бы кого-нибудь другого.
Зло и грех, увы, не исходят от каких-то отдельных плохих людей, которых мы могли бы вовремя убить – так, чтобы хорошие люди устроили рай на земле. Они распределены в мире слишком диффузно, и плохих людей, которые вносят свой вклад в исторические катастрофы, слишком много.
И христианство обращает внимание на еще один важный, но неприятный факт – мы тоже входим в их число. Ни одна капля не считает себя виновной в потопе, и ни один человек не видит свои личные грехи причиной мировых катастроф – но это так. И вопрос “почему Бог не убил Гитлера” вполне может привести к вопросу – “почему Бог не убил меня”.
И ответ на него есть – потому что Бог ищет спасти всех этих плохих людей, которые следуют за ложными идеями. Включая меня.
Он терпит зло, порожденное человеческим грехом, потому что ожидает нашего обращения к добру.
Зло побеждается не убийством злого человека – это, на самом деле, было бы поражение в борьбе за его душу. Зло побеждается покаянием, послушанием заповедям и удалением от греха. И ближайшее поле боя, где мы должны его победить, за которое мы несем ответственность перед людьми и Богом – мы сами.