Вопрос читателя:
Почему в Библии сперва говорится о Боге как о Элохиме, а потом Его называют Яхве? Исходя из научных изысканий и раскопок, Яхве был местным, племенным Богом, а Элохим - Творцом. То есть Элохим сотворил всё сущее, так же своих детей - богов и людей. И над каждым племенем людей был свой бог. И исходя из этих теорий, Яхве вёл серьёзную войну с Баалом ( если не ошибаюсь, сейчас это один из демонов), победил, а потом заставил свой народ подчинить своей вере всех остальных. Больше похоже на сюжет какого-то фэнтези, нежели на правдоподобную историю, и уж тем более на Священное Писание. Эти "научные" статьи писали люди, вполне возможно, что нарочно. И ничего общего с правдой у этой ерунды нет. Но всё же меня почему-то данные статьи заставили задуматься, мне за это стыдно, но я правда испугался, что, если в этом есть доля истины?
Михаил
Отвечает протоиерей Михаил Самохин:
Здравствуйте, Михаил! Библия — это не книга, а книги. Сборник разных текстов, который неоднократно редактировался. Моисей, который считается автором Пятикнижия, жил, примерно, в XIV веке до Р.Х., а записаны и систематизированы книги Ветхого Завета были только при священнике Ездре в V веке до Р.Х. Качество и буквальность сохранения текстов в устной традиции, конечно, уступает традиции письменной.
Главный систематизатор т.н. «документальной» теории источников Пятикнижия профессор конца XIX века Ю. Велльгаузен относит повторы в тексте Пятикнижия к разным авторам, не делая предположения о том, что это могли быть не авторы, а редакторы-переписчики текста. Православие не исключает человеческой личности автора каждого текста Библии. Бог не уничтожает личностей Своих пророков. И книги Священного Писания очень личностны.
Православное богословие не поддерживает документальную теорию по одной простой причине. За деталями изложения, повторами, вариантами имени Божия, ученые оказываются перед угрозой перестать видеть Бога, как изначального вдохновителя Священного Писания.
Для нас святость Писания заключается не в безупречности текстов и качестве переводов, а в том, что Священное Писание служит для нас источником откровения о Христе, помогает обрести Церковь Христову среди лжецерквей и укрепляет нас в нашем общении с Богом на пути ко спасению.
Если погрузиться в исторические и филологические детали, вполне можно сделать те или иные предположения о человеческой роли в составе и происхождении текстов Священного Писания. Но совершенно ничего нельзя сказать о том, как это знание поможет христианину найти Бога и сохранить Его в своем сердце.
Если говорить о конкретных именах, то для христианина и Яхве и Элохим принципиально одинаково почитаемы, как имена Божии в ветхозаветной религии (см. Как зовут Бога?). Напомню Вам слова святого апостола Павла о том, что есть для нас ещё одно имя — Господь Иисус Христос: Бог превознёс Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос — Господь, во славу Бога Отца (Флп 2:9-10).
Искренне желаю, как Вам, так и себе, чтобы человеческое никогда не заслоняло для нас этого Имени. Ни в текстах Священного Писания. Ни в нашей жизни.