Вопрос читателя:
Здравствуйте! У меня три вопроса. Скажите пожалуйста, почему, по Вашему мнению, Бог избрал из всех народов именно иудеев-израильтян своим собственным народом и называл Себя Богом евреев, заключив в то время Свой завет именно с Авраамом и потом с потомками его евреями? В чём особенность этого народа и разница от остальных, если Он не лицеприятен и все народы — его дети? Почему Он обособил их от других народов, традиции и верования которых почитал за мерзость и учил евреев относиться к ним как к «псам» нечистым? Ведь такая характеристика Бога не соответствует Богу-Отцу, Который одинаково проявляет заботу и любовь о каждом народе и по сути всегда во все времена все народы должны быть его «птенцами» в Его «гнезде», а не только этот народ, через которого Им было запланировано произвести Спасителя мира.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Вы знаете, время Ветхого завета закончилось примерно 2000 лет назад. И сейчас это все уже неактуально, потому что в мир пришел Христос, который каждому — каждому! — человеку вернул возможность быть в вечности с Богом, так что все теперь зависит только от самого человека.
Когда заключался завет с Авраамом, перед Богом стояла задача помочь человечеству (всему человечеству, сделаю на этом акцент) стать таким, чтобы Боговоплощение стало возможно. Для этого нужно было, чтобы родился человек, который по своей воле захочет полностью отдать свою жизнь Богу и быть с Ним не потому что так надо, а потому что он, этот человек, сам так хочет. И смысл был в том, чтобы от этой жизни с Богом не отойти не на капельку, ни на шаг. Таким человеком стала Дева Мария. Чтобы Она была такой, как Вы понимаете, нужен был опыт многих и многих поколений людей, высшей ценностью для которых было бы пребывание с Богом и Богообщение, потому что семья, которая сложилась бы в таких условиях, смогла бы не просто воспитать человека в любви к Богу, но и не воспрепятствовать его выбору жить не как все, а именно служа Господу.
Это очень непросто, как Вы понимаете, в ситуации, когда весь мир живет иными ценностями. И так как в древнем мире человек в принципе мыслил себя как часть семьи, рода и народа, а не как отдельного индивида, то и создание такой семьи было возможно именно в рамках целого народа, высшей ценностью для которого был бы именно Бог и общение и пребывание с Ним.
Это все входило в сильное противоречие с мировоззрением других народов, поэтому евреи и жили обособленно, да и то, как Вы знаете, не всегда получалось сохранить у них чистоту веры.
Со времен грехопадения люди, как Вы можете видеть из Писания, часто отпадали от Бога, так что готового целого народа, устремленного к Богу, просто не было изначально. И вот из всех людей в какой-то момент нашелся Авраам, которого можно было сделать родоначальником такого народа. Авраам, который Богу был предан и абсолютно доверял (вспомните историю с Исааком). И вот к нему-то Бог и воззвал, и Авраам спокойно и послушно переселился туда, куда сказал ему Господь, сделал все, что и как велел Господь, и стал родоначальником народа, который, по сути, и был создан ради того, чтобы много-много поколений спустя родилась и выросла девочка Мария, которая и сказала те самый важные для человечества слова, которые и стали основой для Боговоплощения: «се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк 1:26–38).