ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Не только священники

Семинария находится в ста километрах от Полтавы в городе Комсомольске. Ее так и называют — «комсомольская семинария». Адрес  «улица Конституции, 12» очень гармонирует с неофициальным именем и как бы еще раз напоминает о том внешнем, подчас совсем нецерковном мире, с которым предстоит иметь дело каждому будущему священнику.

Семинария занимает двухэтажное здание бывшего детского сада. Узкие лестницы; старые деревянные окна чередуются с современными пластиковыми; на стенах коридоров кое-где до сих пор сохранились пестрые пейзажи. То, что раньше было детскими спальнями, стало кельями. Перед каждой кельей есть предбанник с узкими вертикальными шкафчиками. Живут в кельях от двенадцати до пятнадцати человек.

— К сожалению, в каждой комнате только одно большое окно, — говорит иеромонах Вениамин, первый проректор семинарии. — Если бы не это, мы давно бы разделили большие комнаты на обычные кельи по четыре ребенка…

— Ребенка?!

— Я их так называю. Они для меня дети… Однако и в таком расположении нахожу промысел. Когда мы в свое время учились и жили в комнатах по четыре человека, это было деление на компании: вроде и один курс, и христиане, а характер человека не из твоей комнаты принимал уже как новое и ненормальное: «Несть якоже иные (не из моей кельи) человецы». А здесь царит мир, быстро привыкаешь к многообразию, становишься терпимей. Если бы наша семинария была не миссионерской, то Господь дал бы другие комнаты, и уж точно по нескольку окон…

 Готовят здесь не только духовенство. С тех пор как в 2002 году пастырско-богословское отделение превратилось в богословско-миссионерское, задачи учебного заведения изменились. К примеру, сюда стали поступать не только юноши, но и девушки.

Сегодня в семинарии примерно сорок студенток из ста двадцати: на богословско-миссионерском, иконописном или регентском факультетах. Чаще всего девушки выбирают два последних, но преподаватели вспоминают случай, когда одна студентка богословского отделения так блистала знаниями на выпускном экзамене и настолько поразила комиссию, что кто-то иронично заметил: «Жалко, что вас невозможно рукоположить…».

Конечно, невозможно. Но то, что выпускницы семинарии преподают христианские дисциплины в светских школах, — факт.

На уроке музыкальной литературы студентки регентского отделения отвечают преподавателям историю создания «Могучей кучки».

— А зачем будущему миссионеру знать, в каком году родился Мусоргский? — спросил я отца Вениамина.

— Это предметы на перспективу. Мы надеемся, что вопрос аккредитации духовных учебных заведений на территории Украины не за горами и уверены, что тогда-то эти знания и понадобятся нашим выпускникам. А учитывая, что каждый известный композитор в определенный период жизни писал церковные произведения, будь он православный, католик, протестант, эти знания смогут стать переходом для их будущих учеников из области душевного в область духовного — вечный принцип миссионерства: «Создать шлюз для перехода».

Дети

Каждое лето Полтавская епархия организует два детских лагеря. Вожатыми в них, разумеется, являются семинаристы, для которых это лучшая школа, ведь найти правильные слова для ребенка не так-то просто, но дети — самые требовательные слушатели. Однако, несмотря на трудности, проблемы с нехваткой добровольцев-вожатых нет, желающих среди семинаристов — хоть отбавляй.

— Они никогда не смогут ответить вам, зачем они это делают, что их к этому побуждает, — говорит отец Вениамин. — Они могут этого даже не знать. У них это где-то внутри. Вот посмотрите на Юру — я бы так никогда не смог…

Юра работает в летних лагерях вожатым, преподает в воскресной школе при городском кафедральном соборе и каждую неделю навещает городской приют для сирот. Дети его обожают. Только очень расстраиваются, что учиться в семинарии Юре осталось только полтора года… Ведь выпускники семинарии по окончании учебы очень редко остаются в Комсомольске. Те, кто рукополагается сразу, оказываются очень востребованными и разъезжаются по всей Украине. Те, кто не сразу, вынуждены уезжать домой — в семинарии практически нет коренных комсомольчан.

Сам Юра признается, что его мечта — остаться в Комсомольске, чтобы быть поближе к детям. В приюте он катается по полу с пятилетними малышами, носит их на плечах, придумывает конкурсы и соревнования. А дети настолько рады, что забываешь, что перед тобой сироты…

В приюте строго запрещено проповедовать, но Юра и не старается. Точнее, для проповеди ему не нужны слова. «Для меня “любить детей” значит стать для них всем, — объясняет он. — Только тогда им можно что-то реально дать. Об этом еще апостол Павел сказал: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор 9:22)».

Пора отложить гитару

В актовом зале Полтавской семинарии стоят ударная установка, три гитары, синтезатор, два колонки и микрофон.

— Вообще-то подрясник на педаль бас-бочки нажимать слегка мешает, — объяснял мне ударник. — Но я сегодня в первый раз играю в подряснике. Мы обычно без них репетируем.

История группы «Мгновение вечности» вполне обычна. Четыре молодых человека и одна девушка стали время от времени собираться и музицировать. Когда увидели, что что-то начинает получаться, решили заниматься этим более систематически. А потом позвали отца Вениамина, сыграли ему, и тот благословил репетировать дальше, а чуть позже, когда убедился, что для ребят это не баловство, представил рок-группу ректору, архиепископу Филиппу. Владыка послушал и тоже благословил.

Молодые люди с гитарами стоят в подрясниках перед микрофоном. Не зажаты, ведут себя естественно, свободно, но от обычных молодежных коллективов «Мгновение вечности» отличает одно необычное качество…

Любой, кто знаком с творчеством начинающих рокеров, знает, что у многих упоение эффектностью собственной сценической позы часто не оставляет возможности задуматься: а зачем я все это делаю? Здесь же — не так.

— Я хочу стать священником, — говорит вокалист Саша, — и четко понимаю, что группу нужно будет оставить. Служение Богу нельзя делить ни с чем. И рок-музыка для нас — это не цель, а только средство, попытка привлечь в Церковь молодежь. Мы просто хотим показать: Церковь — это совсем не обязательно дремучие, зашоренные люди. Можно быть современным, можно иметь свой музыкальный вкус — и быть в Церкви.

— Но многие считают, что христианство вообще несовместимо с рок-музыкой…

— Важно просто понимать, для чего ты это делаешь. Рок-группа для нас — это только возможность зацепить молодого человека, попытка заинтересовать. А дальше — гитару нужно отложить. И поспешить поговорить, сказать о главном — о Христе. Именно поспешить, чтобы не опоздать и чтобы человек не подумал: «Христиане играют рок? Ну тогда они такие же, как я, мне о них все понятно…».

— А как вы представляете себе это на практике? Взяли последний аккорд и сразу: «А теперь я скажу о Христе…».

— Да хоть так! Например, в Москве есть известный миссионер иеромонах Сергий (Рыбко). Он сам бывший рокер. Я был у него однажды. Знаете, что он делает? У него при храме есть помещение, где собираются молодые люди: что-то обсуждают, играют на гитарах. И отец Сергий с ними беседует. И вот так молодой человек месяц-другой там тусуется, а потом, глядишь, и курить бросил, и одеваться стал поприличнее…

Закончив репетиции, участники группы идут петь на клирос. Но не сразу: они специально заканчивают минимум за час до службы.

— Это строгое правило. Иначе приходишь в храм, а у тебя где-то внутри до сих пор ритм отстукивается, — говорит Саша. — И сосредоточенной, вдумчивой молитвы не получается. Таких ситуаций надо избегать. Если они случаются, то христианство становится действительно несовместимым с рок-музыкой…

Театр у амвона

В семинарской театральной студии некоторые актеры тоже не снимают подрясника. Другая отличительная особенность — ни один спектакль в семинарии не проходит без заключительного слова самих актеров. Они делают, казалось бы, абсурдную вещь: после представления рассказывают зрителю, в чем была мораль басни. Например, после спектакля «За двумя зайцами» исполнитель главной роли озвучил вывод: «Сейчас весь мир охвачен тяжелым кризисом. Так вот, молодые люди: даже в эти кризисные времена не соблазняйтесь легкой наживой и не пускайтесь в авантюры». Мысль, конечно, не новая. Но, может быть, именно она сможет зацепить прихожанина, если священник начнет свою речь неожиданно: «Помните, в замечательной пьесе “За двумя зайцами…” герой решает, что…».

Конечно, занятия в театре никогда не заменят ни настоящей жизни, ни живого опыта. Но помочь смогут — так говорят студенты. А еще семинаристы считают, что помочь театр может даже практически. Один студент, например, признался: «Я по природе человек застенчивый и, когда выхожу на публику, сразу зажимаюсь. Спектакли помогают мне раскрепощаться и учиться выступать перед широкой аудиторией. И для меня это — колоссально важно: мне ведь в будущем выходить на амвон с проповедью…».

Отражение жизни

Но все-таки, наверное, самое необычное произведение «комсомольской семинарии» — это программа «Верую», которую студенты делают для городского телевидения. Со стороны она может показаться странной и непрофессиональной, ибо, по меркам «большого телевидения», показывать пятнадцать минут один план — преступление. Однако практика показывает: в городе программу знают все и очень многие смотрят регулярно, то есть главная задача проекта достигнута.

— Тематика у нас самая разная, — говорит автор программы проректор по учебной работе Людмила Рыбальченко. — Это история, богословие и искусство, семейные отношения. А вот недавно мы сделали передачу о постных блюдах. Наши ребята готовили прямо перед камерой. Жители города потом звонили и благодарили.

В одной передаче невозможно осмысленно рассказать о таинстве Крещения, о смысле поста или о том, чем православная семья отличается от любой другой, но здесь никто

и не стремится объяснить все. «Верую» — это не более чем попытка начать разговор.

Просматривая выпуски программы, я сам неожиданно понял тайну ее успеха. Это — глаза. Живые глаза семинаристов: будущих священников, иконописцев и регентов. Просто нормальных людей. Ребята прислуживают в алтаре. Расписывают иконостас в домовом семинарском храме. Поют на клиросе. Сидят в учебных аудитория. А потом — играют на фортепиано, поют в хоре, гоняют в футбол. И через эти простые действия входят в обычную жизнь. Православие оживает прямо на глазах зрителя и перестает пахнуть затхлой музейной комнатой.



Не для развлечения

— Мы — миссионерская семинария. То есть мы пытаемся выпускать священников, которые смогут не просто служить молебны и требы, но и проповедовать, — говорит отец Вениамин. —

А миссионеру надо постоянно искать новые подходы к проповеди. В том числе и поэтому мы благословляем такие вещи, как рок-группа или театр. За такую «либеральность» нас часто критикуют. А порой и просто ругают. Называют «обновленцами». Но миссионер должен быть открыт миру. Без этого проповедь невозможна.

«Мне ведь в будущем выходить на амвон…», «этим можно заинтересовать…», «как рассказать человеку о Боге…» — студенты семинарии произносят эти слова очень часто. Потому что это в каком-то смысле формула миссионерского образования в Полтавской Духовной семинарии. Чем бы студенты ни занимались, все это направлено на одно: на умение не просто преподносить Таинства и исполнять требы, но и быть в состоянии привести другого человека в Церковь.

Конечно, процесс воспитания миссионера начинается за партой. Важно, что миссиология, на которую в других семинариях тратят один курс, преподается здесь в течение четырех лет. Но есть и особая роль в подготовке и у рок-группы, и у театра: все это учит самостоятельно решать, что годится для проповеди, а что — нет.

— В театре всегда есть опасность заиграться. Не боитесь, что это произойдет с вашими студентами?

— Боюсь. Но пока они в семинарии, мы их направляем.

— А что будет с ними после выпуска?

— Надеюсь, мы сможем дать им достаточно знаний, чтобы они чувствовали себя в без-опасности. Подавляющее большинство наших выпускников — пускай и не сразу по окончании — рукополагаются. Примеров того, когда кто-то из них «зашел не туда», я пока не встречал. Но как ни крути: путь миссионера — это путь постоянного риска. Потому что миссионерство связано с поиском еще не испытанных средств. А Церковь по природе своей консервативна, и все новое воспринимается ею настороженно. Для наших коллег из других семинарий рок-группа или студенческий театр — это зашкаливающий либерализм…

Опыт Полтавской Духовной семинарии и вправду — неоднозначный. И уж точно не универсальный. Не в каждой семинарии нужны рокеры и актеры. То, что рок-группа или театр здесь существуют, — только исключение, подтверждающее правило: мир Церкви — мир особый, принципиально непохожий на светскую повседневность.

Но и рок-группу, и театр в Полтавской семинарии считают нужными не для развлечения и не для того, чтобы показать всем, что христиане «открыты миру». Самое главное здесь — это попытка разобраться в том, что именно в рок-группе или в театре может стать оружием миссионера в будущем. Что может пойти на пользу. А главное — что может пойти во вред.

Можно ли говорить о Христе через рок-музыку? Можно ли любить театр, но не смешивать его с реальностью? Как выступать перед публикой? Как говорить и смотреть в телевизионную камеру? Как подобрать слова о Боге, которые поймет и ребенок? Ответы на эти вопросы студенты ищут, играя в рок-группах, участвуя в спектаклях, снимая передачи, работая в детских лагерях…

— Трудность, которая встает перед вчерашним семинаристом и сегодняшним миссионером заключается в том, что у него есть свобода выбора: какие средства следует применять для того, чтобы проповедь Христа дошла до людей, — говорит священник Сергий Яблуновский, инспектор семинарии. — Здесь очень важно не ошибиться. И особенность нашего миссионерского образования заключается в том, что мы учим студентов этой свободой выбора распоряжаться. Поэтому разрешаем всё то, что вы видите… Конечно, опасность есть всегда. И мы об этом помним. С моей точки зрения, от обмирщения нас удерживает главное — частая совместная молитва. И Причастие Святых Христовых Тайн.

Стоя на службе в домовом храме семинарии, я чувствовал себя неловко: мои поклоны были поясными, в то время как все семинаристы — юноши и девушки — клали земные.

Вдруг я увидел в алтаре одного из участников рок-группы — и вздрогнул от удивления: я-то уже привык думать о нем только как о музыканте, но ведь он — будущий священник. И мне стало совершенно понятно, что о рок-группе он забыл в тот момент, когда переступил порог храма.

 

Отец Вениамин повел нас погулять на берег Днепра. Девушки с иконописного отделения пригласили «на оладушки» и напоили зеленым чаем. А ребята из рок-группы предложили вместе помузицировать. Еще бы пару дней, и мы бы стали настоящими друзьями. Мне лично уезжать из семинарии не хотелось — в этих стенах ощущался избыток человеческой теплоты. В этом, казалось бы, нет ничего особенного. И все-таки именно этого нам порой очень не хватает. А еще это имеет прямое отношение к миссионерству. Владыка Филипп, архиепископ Полтавский и Миргородский и ректор семинарии, сказал в нашей беседе: «Самое важное качество миссионера — это Христова Любовь». Мне кажется, что в Полтавской семинарии я ее почувствовал.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

При Свято-Николаевском соборе города Комсомольска работает воскресная школа, где преподают семинаристы. В этом же соборое они раз в неделю поют на клиросе. Это обязательная часть обучения в семинарии.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Инспектор семинарии священник Сергий Яблуновский: «От обмирщения нас удерживает главное —

частая совместная молитва. И причастие Святых Христовых Тайн».

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Полтавская семинария располагается в здании бывшего детского сада и окружена многоэтажками. Поначалу

у семинаристов возникали неприятности с местной молодежью, иногда очень неспокойной. Но сейчас жители окрестных домов стали терпимей, проблемы почти исчезли.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

В семинарском домовом храме св. Нестора Летописца ворота алтаря расписаны студентами иконописного отделения.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

В здании семинарии старые деревянные окна чередуются с современными пластиковыми.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Учение — свет!

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Рабочий момент репетиции  семинарской рок-группы «Мгновение вечности». На время Великого поста участники группы приостанавливали репетиции.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Заканчивать репетиции минимум за час до службы — строгое правило участников рок-группы. Иначе сосредоточиться на молитве трудно. А вдумчивая молитва для семинаристов — главное.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Спекталь «Хитроумный идальго» семинарской театральной студии.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Студентки регентского отделения учатся своему искусству под руководством матушки Сусанны. До принятия пострига она сама была регентом, а ее приходской хор стал лауреатом международного конкурса.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Могилы князей Кочубеев в Свято-Николаевском храме поселка Диканька.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Главное послушание семинариста — пост и молитва. Но работать на кухне тоже приходится.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Молитва перед памятником епископу Василию (Зеленцову). В 1920-х годах был епархиальным миссионером Полтавской епархии. Расстрелян 1930 году. Прославлен РПЦ в лике святых как новомученик.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Студенты семинарии еженедельно навещают приют для сирот города Комсомольска. Когда семинаристы играют с детьми, малыши настолько рады, что забываешь, что перед тобой сироты…

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

Казацкий конь на берегу Днепра. Элемент монументальной композиции «Тарас Бульба». Село Келеберда, Полтавская обл.

ПО ПУТИ ПОСТОЯННОГО РИСКА

В селе Келеберда на берегу Днепра издавна жили казаки. 1 апреля 2009 года здесь открыли памятник Тарасу Бульбе. Монумент освятил архиепископ Полтавский и Миргородский Филипп и епископ Кременчугский и Лубенский Владимир.

Фото Владимира Ештокина

Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах "Фомы" (Живой Журнал). Регистрация не требуется.

МАЦАН КонстантинМАЦАН Константин
рубрика: Авторы » М »
Обозреватель
№ 5 (73) май 2009№ 5 (73) май 2009
рубрика: Архив » 2009 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.