Зачем читать письма графа Строганова, готовясь к росписи храма? Какой должна быть эргономика… богослужения? Можно ли защитить стены церкви от копоти?

«Фома» рассказывает о том, как создаются современные проекты храмового убранства. На этот раз — на примере храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Добрянке Пермского края. Автор проекта — художник Дмитрий Трофимов и мастерская «Царьград».

1. Встреча

Сначала была встреча на Каме — там, где возвышается изящный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проект всегда начинается с разговора настоятеля, донатора-жертвователя (в церковном мире он называется ктитором) и художника. Ктитор и настоятель — это коллективный заказчик, а порой и соавтор художников.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Каме

На чем строится первый разговор? Сначала нужно «привязать» будущую роспись к самому храму, а значит, определить стиль постройки. От архитектурных особенностей и объемов здания, от посвящения храма зависит иконография и вся последующая работа. Мастера «Царьграда» стремятся создавать новую иконографию — например, редкие, слабо разработанные житийные циклы, а также символически интересные композиции. По итогам первой встречи составляется техническое задание на роспись и начинается работа над проектом.

Каким быть убранству храма Рождества Богородицы в Добрянке? Дискуссия шла долго. Дело в том, что архитектор С.И. Тунёв построил здание в духе позднего классицизма. А вот что касается икон, то ктитор храма, граф Сергей Григорьевич Строганов, основатель знаменитой художественной академии, не признавал традиционный для середины XIX века академический стиль. Он писал управляющему пермским имением: «Пока я и Наталья Павловна будем живы — не ставить иконы в иконостасах, ни церквях образов академического письма… держаться старого древнего иконописания».

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства

Сергей Григорьевич нарисовал эскиз иконостаса Добрянской церкви и передал для неё фамильные образы «строгановского письма», которое прославилось в конце XVI — начале XVII века. А новые иконы писали с «замечательных по древности и хорошему письму» святынь из церквей Соликамского уезда.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Сергей Григорьевич Строганов

Прошло почти 200 лет. Новые меценаты — энергостроители занялись реставрацией Добрянской церкви. Ктитор храма, директор Пермского филиала компании «Уралэнергострой» Сергей Ложкин, прекрасно зная историю церкви Рождества Богородицы, вдумчиво отнёсся к предложениям художников. В ходе серьёзных обсуждений со всеми, кто болел за проект, родилось решение: взять за основу декора стиль XVII века и соединить его с храмовой архитектурой.

2. Поиск решения: эстетика и эргономика

Что входит в проект? Он может быть узким — только росписи, или комплексным. Мастерская «Царьград» с особым интересом берется за многогранные проекты. Они включают в себя роспись, иконостас, пол, утварь, светильники, мебель и даже двери храма.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Дмитрий Трофимов за работой в мастерской

Только при всеобъемлющем подходе можно получить цельный образ, в котором не будет разнобоя — неумелого, случайного, хаотичного смешения стилей и колоритов. Не возникнет чувства дисгармонии, когда часть интерьера выглядит чужеродной по окончании росписи. Ведь человек в храме воспринимает его убранство целостно. Во время молитвы он, может быть, и не разглядывает детали, но ощущает и впитывает образ пространства во всей полноте.

Если мастерская делает многоплановый проект, она работает над эстетикой, гармонией, единством цвета и стиля. Но это только одна сторона. Другая, не менее важная, — эргономика, удобство во время богослужений — как для клира, так и для прихожан.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Развертка алтаря с мебелью

Иногда, заходя в храм, невольно спрашиваешь: а был ли автор проекта в алтаре, хотя бы раз в жизни? Вдруг оказывается, что некуда вешать кадило и облачения. Или нет места для воздуховода дымоудаления. Словом, не предусмотрены важные детали.

В мастерской «Царьград» понимают, что происходит во всех частях храма во время богослужений. В юности Дмитрий Трофимов был алтарником и знает изнутри, как проходит литургия, чинопоследование Крещения, литийные службы. Есть представление о том, как должны распределяться потоки прихожан.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Эскиз иконостаса с иконами

Архитекторы «Царьграда» просчитывают габариты всего, что находится в алтаре, закладывают в проект удобные проходы, оптимальную ширину солеи, царских и диаконских врат. Как будут открываться двери? Куда поставить жертвенник, кадильный шкаф, умывальник? Сколько нужно светильников и где их разместить? Все эти вопросы авторы задают себе и настоятелю, чтобы потом ничто не отвлекало священников и диаконов от богослужения. При таком подходе в храме становится не только красиво, но и комфортно.

«Царьград» внедряет системы дымоудаления для кадильного шкафа и кануна во всех текущих проектах. Для чего это нужно? Чтобы красивая роспись была долговечной, а не покрылась через несколько лет темной пеленой сажи. Проблему отвода копоти лучше решить на этапе проектных работ.

3. Проект иконостаса. Образцы

Самая значимая часть проектных работ — иконостас и роспись. Так как в храме Рождества Богородицы решили отдать дань «строгановскому духу», то и иконостас по силуэту напоминает алтарные преграды конца XVI — начала XVII века. При разработке орнаментов художники обратились к прекрасному образцу того времени — иконостасу из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске, который был одним из центров строгановской империи.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Фрагмент иконостаса в Благовещенском соборе Кремля

Совместно с «Абрамцевскими мастерскими» Андрея Вуколова уже на стадии проекта была разработана уникальная технология. Сначала команда провела исследование. Дмитрий Трофимов показал заказчикам иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, выполненный в стиле XVII века, с соединением литых элементов и слюды. Фоны здесь не покрашены, а укрыты слюдой, что создает интересный оптический эффект.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Царские врата. Чертеж

Этот художественный прием и взяли в работу, немного осовременив технологию: Андрей Вуколов предложил отказаться от слюды в пользу цветных лаков. «Абрамцевские мастерские» создали множество образцов, прежде чем заказчики выбрали лучший.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Андрей Вуколов и Дмитрий Трофимов. Фото: Михаил Калинин

Иконостас деревянный, резьба покрыта белым золотом, её оттеняют цветные лаковые фоны. Серебристый оттенок иконостаса — принципиальное решение. Внимание сосредоточено на главном — золотофонных молитвенных образах.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Фрагмент нового иконостаса

Проектные работы — это не только задумка и работа над эскизами. Это большой труд по выбору материалов, цветовой гаммы, колеров. Задолго до так называемого «выхода на стену» мастерская делает образцы деревянных элементов, орнаментов для росписи. Только когда заказчик их утверждает, проект двигается дальше.

4. Иконографическая схема. Проект росписи

Программа росписи начинается с того, что художественный руководитель мастерской приходит в белый храм. Он видит нетронутые стены, столбы, своды, купола. Всё это пространство нужно структурировать, упорядочить, выстроить. Будущая роспись начинается с идеи в голове художника. Он представляет, какими будут стены храма. Дальше возникают ярусы, цветовые пятна, акценты, детали. Первой рождается структура, а потом она наполняется иконографическим содержанием.

Иконографическая схема — своего рода техническое задание, которое утверждает настоятель. Вместе с ним авторы выбирают святых, образы которых будут включены в программу росписи. То есть уже на уровне концепции понятно, сколько в храме будет композиций, медальонов, других образов. Все они символически связаны между собой. Архитекторы и художники создают эскизы, где формы, ритм, колорит уже проработаны.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Макет росписи

Почему пишут те или иные композиции? Храм в Добрянке — трёхпрестольный, посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Поэтому на южных и северных стенах центрального четверика располагаются житийные образы Богородицы — от Рождества до бегства в Египет. Рядом с ними — медальоны с образами святых круга Богоматери: праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы, Иоанна Предтечи.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Вид на северный неф (визуализация)

В центральном куполе размещен образ Спасителя, окруженный херувимами, под ними — восемь архангелов. Ниже — шестнадцать медальонов с ветхозаветными пророками, которые возвещали воплощение Христа. Дальше ветхозаветная тема переходит в новозаветную: под пророками, в парусах храма изображены четыре евангелиста. Это каноническая схема. В подпружных арках размещены медальоны с образами двенадцати апостолов, а также других святых — мучеников, выбранных настоятелем.

Заглянем и в алтарь, который прихожанам обычно видно лишь частично. В нижнем ярусе — «Собор святителей», или так называемая «Служба святых отец». Они как бы сослужат священнику, который совершает литургию. Над фигурами отцов Церкви изображена Небесная Евхаристия, где Спаситель причащает апостолов Телом и Кровью.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства

Помимо этого, в алтаре находятся композиции Страстного цикла: «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря» и «Моление о Чаше». В алтаре часто пишут Страстной цикл, поскольку он прямо связан с Евхаристией.

На Горнем месте — очень крупный, почти трехметровый витражный образ «Христос Великий Архиерей». Это своего рода список с иконы XVII века, хранящейся в Третьяковской галерее. Написали ее мастера Оружейной палаты, которым Строгановы часто заказывали иконы.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Фрагмент витража

Приделы посвящены святителю Николаю Чудотворцу и благоверному князю Александру Невскому. Поэтому в Никольском приделе мы видим «Чудо спасения на море» и «Чудо о трех девах», а в княжеском — житийные сюжеты «Александр Невский принимает послов папы Римского» и «Успение Александра Невского».

На стенах трапезной — святые Пермской земли. Это дань памяти тем, кто крестил здешних жителей, как Стефан Пермский, кто принял мучения или явил своей жизнью пример христианского подвига.

Пять ступеней к красоте: как рождается проект храмового убранства
Образец орнамента для проекта

Храм Рождества Пресвятой Богородицы — очень цельный, выдержанный, с гармоничной и понятной иерархией смыслов. В росписи отражено посвящение престолов, история храма и местности, на своем месте и незыблемая часть — образы Спасителя, архангелов, связь Ветхого и Нового Заветов.

5. В храме

У проектирования нет четкого начала и конца. Это непрерывный творческий процесс. Концепция, чертежи, образцы утверждены — и коллектив из Москвы приезжает в храм. Перед тем как перенести уже согласованные, казалось бы, эскизы на стену, Дмитрий Трофимов снова отрисовывает их — лично, вручную. Только в этом случае композиции будут соразмерны и роспись будет смотреться гармонично. Впрочем, о том, как художники создают росписи, мы расскажем в следующей публикации.

0
0
Сохранить
Поделиться: