Вопрос читателя:
Добрый день! Я не так часто хожу в церковь, к сожалению, и у меня нет духовного наставника... и никто не рассказывал и не показывал, что и как делать. Сегодня я решила исповедаться первый раз в жизни и причаститься, отпросилась, оставила грудного ребенка.
Было очень страшно, но почитала в интернете, что батюшки помогут, не осудят и примут!
Пришла на исповедь, сказала, что в первый раз. Батюшка прочел список грехов и сказал, что не надо мне сегодня причащаться, надо еще ходить. При этом я почувствовала, что ли, презрение и то, что не угодна... Грехи он мне отпустил, но мне еще тяжелее стало на сердце, ощущение, что он осуждал меня и больше не хочется идти в ту церковь, где ждала, что примут и поддержат. Что делать?
Екатерина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Екатерина, прежде всего хотелось бы Вам сказать, что это нормальная ситуация, когда человек после первой исповеди в жизни не сразу допускается ко Причастию. Всё же не все готовы к этому спасительному Таинству Церкви, и священник мог заметить эту Вашу неготовность. Цели навредить Вам, оскорбить или унизить у него, вероятнее всего, не было. Но священник — тоже человек. У него могут быть проблемы в семье или конфликт на приходе или с руководством, не каждый умеет абстрагироваться от личных проблем и проявить необходимую для прихожан внимательность и благодушие.
Лучше всего пойти в этот храм ещё раз и если священник выкажет в Ваш адрес такое же отношение, тогда придется искать другой храм и другого священника. Да, увы, мы — священнослужители, не всегда отличаемся самыми высокими качествами. Это наша беда и с этим следует внимательно работать епископам. Но и верующим следует понимать, что с их стороны есть ответственность за то, какие у них священники. Ведь из ворот семинарии выходят такие светлые мальчики с горящими глазами, что происходит с ними за десяток-другой лет приходской жизни? Сломленные непомерной нагрузкой и уставшие от проблем священники — нередкое печальное зрелище. Может быть, если бы на священника не возлагалось столько всего, если бы он занимался своим прямым делом — служением Богу и душепопечением, а не массой административных и техических вопросов по приходу, регулярным объяснением, почему он не так посмотрел на ту или иную прихожанку (здесь я не о Вас, а о нездравых психически постоянных прихожанах, чаще — женщинах, которые по поводу и без пишут жалобы в епархию) и прочим, чем не должен заниматься священник, то и сил бы на то, чтобы уделить внимание человеку, впервые пришедшему на исповедь, было бы больше.
Но уж как есть. Если в больнице нас встретил хмурый врач, кассир в магазине не улыбнулся а вахтер или консьерж смотрит на нас как на террориста, мы расстраиваемся, только и всего. Да, священник должен быть внимательным и доброжелательным, но всё же в храм мы приходим не к нему, а к своему Небесному Отцу.
Сейчас постарайтесь успокоиться. Вы можете заранее почитать, Как готовиться к Причастию, и в следующий раз прийти, уже понимая, что и как. В целом, предполагается, что церковной жизнью человек живет регулярно, и Вам стоит настроиться не на разовое посещение, а на более-менее постоянное, скажем, исповедоваться не реже раза в месяц и, со временем, с такой же периодичностью и причащаться. Я понимаю, что с грудничком это не так просто устроить, но уверен, что Вы сможете что-то придумать. Если ребенок крещен, очень стоит и его приносить на Причастие и приобщать к церковной жизни.
Священник, возможно, дал Вам какие-то рекомендации после той исповеди? Я бы подумал о них и постарался исполнить. Если еще раз случится что-то подобное, не стесняйтесь уточнить, что именно Вам нужно сделать, чтобы подготовиться. И, конечно же, я не могу не сказать о том, что, возможно, то, в чем Вы исповедовались, действительно было препятствием ко Причастию и нужно в течение некоторого времени помолиться и уже потом прийти на исповедь и уже и на Причастие. Не отчаивайтесь. Вы на правильном пути, Вы большая молодец, что решились пойти в храм и все организовали, не сворачивайте с этой дороги.
Храни Вас Господь!