"У меня самая обычная биография. Когда я читаю журналы, то постоянно встречаю такую же у всех фотолюбителей моего возраста. Это ужас как раздражает: ведь на этом месте можно было снимки разместить, а они сами всё скажут о фотографе. Что к этому добавить? Ну, пожалуй: год рождения - 1962, образование высшее, город Барнаул. И можно стихи:
Мне в этой жизни трижды повезло:
С отчизною, где выпало родиться,
С подругой, чьей любовью не напиться,
С надеждой, что дало мне Ремесло.
Так написал о себе в письме в журнал "Фома" фотограф Павел Безруков. И все-таки. Он занимается фотографией всю свою сознательную жизнь. С тех самых пор, как отец купил фотоаппарат.
- Увлекся, часами проявлял и печатал снимки. Занимался фотографией в школе, в институте, на заводе. Жаль, в Барнауле не было ни клуба, ни кружка фотолюбителей, а уж об училище и речи не шло, - говорит Павел.
Он окончил Алтайский политехнический институт и три года проработал на литейном производстве. Но если литейному делу он предпочел коммерцию (став директором одного из городских кафе), то своей любви к фотографии не изменил ни разу. И пусть их профессиональный роман так и не сложился (если считать профессионалами тех, для кого фотография - ремесло и, как следствие, заработок). Он остался в рядах фотолюбителей. Но не дилетантов. Он мастерски владеет фотокамерой и бесконечно увлечен фотографией, даже построил павильон, где снимает портреты.
- Хожу по базару, встречаю разных интересных людей, - рассказывает Павел. - Они бутылки собирают, у них времени много. У каждого своя история. Каждый из них когда-то был абсолютно нормальным человеком...
И все-таки интрига в этой, казалось бы, незамысловатой истории есть. Фотография для Павла превратилась в способ жизни, это, как он сам говорит, "диагноз". Он настойчиво ищет свое место в фотографии и ее место в собственной судьбе. Поэтому он и спорит со своими зрителями, поклонниками и противниками о значении и предназначении фотоискусства: «По моему глубокому убеждению, никакая, даже художественная фотография (жанровая, портретная), если она не репортажная, искусством не является по чисто формальному признаку: она вторична. Только репортажная фотография и может считаться искусством фотографии. Но не искусством вообще. Фотография на равных с искусством не стоит нигде в мире. Только у нас были и есть еще "фотохудожники" - богат и щедр наш язык. На самом деле, есть художники и есть фотографы. И это - правильно».
Фото Павла Безрукова.