В советской литературе о Великой Отечественной войне, как военной, так и послевоенной, зачастую использовались христианские образы, об этом сказал Святейший Патриарх Кирилл.

В своем слове 25 ноября 2025 года на открытии V съезда Общества русской словесности и Международного педагогического конгресса «Слово исторической правды» Первосвятитель отметил, что «несмотря на присутствие пропагандистской составляющей в литературе того времени [военного и послевоенного периода – ред.], мы находим явные попытки использовать религиозные концепты и идеи».

– И это отнюдь не случайно. Литература в данном случае передает стремление советских властей обратиться к православному духовному наследию и возродить христианские смыслы и образы, в том числе образы святых защитников Отечества – благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, праведного адмирала Феодора Ушакова и генералиссимуса Александра Суворова, – сказал Предстоятель Церкви.

Примеры этих святых, добавил патриарх Кирилл, «были призваны вдохновлять людей на защиту Родины, что действительно произошло».

Говоря о христианских образах в творчестве конкретных авторов, Святейший отметил, что, по мнению исследователей, «даже сквозь сервильность официальной версии романа “Молодая гвардия” Александра Фадеева – одного из самых известных и пронзительных произведений о Великой Отечественной войне, просвечивают ясные черты христианской духовной традиции, обнаруживаемой, в частности, в идеях жертвенности и искупления, в вечной борьбе света и тьмы»  

– Христианские образы сквозят и в военной лирике Константина Симонова, использовавшего символы креста и крестного пути как выражение скорбных испытаний народа, а также в стихах Анны Ахматовой и в «Февральском дневнике» Ольги Берггольц, где вера в окончательную победу добра над злом уподобляется уверению апостола Фомы, который вложил руки в раны Воскресшего Спасителя, чтобы убедиться в реальности Воскресения, – также сказал патриарх Кирилл.

Предстоятель Русской Православной Церкви заключил, что «вообще в блокадной поэзии заметно присутствуют христианские смыслы и аллюзии на Евангелие».

0
6
Сохранить
Поделиться: