1 февраля исполняется 15 лет со дня интронизации Патриарха Кирилла. К знаменательной дате мы публикуем подборку кадров, рассказывающих о служении Предстоятеля нашей Церкви, а также отрывки из проповедей и выступлений Святейшего.
О милосердии
В Великую Среду мы вспоминаем трагическое событие — предательство Иуды. Но решению Иуды предать Христа предшествовало удивительное жертвенное Ему приношение от простой женщины, которая возлила на главу Спасителя драгоценнейшее миро и, как сказал Сам Господь, приготовила Его к погребению (см. Мф 26:6–13).
Чтобы представить себе, о чем идет речь, нужно в первую очередь осознать, что миро — это действительно огромная ценность. Именно миром помазывались на царство цари. Миро было символом Божественного присутствия в жизни людей. Миро было веществом, через которое благословение Божие простиралось на человека. Наверное, из всех предметов, которые были доступны тогдашним людям, не было ничего более священного, а значит, и более дорогого, чем святое миро.
И вот женщина, приобретя драгоценнейшее миро, возлила его на главу Господа и Спасителя, и было смущение среди апостолов — все же понимали, что происходит нечто необычное. А Иуда, который был сребролюбцем, даже дерзнул сказать: «Зачем такая трата?» Потом, видимо, опомнился и решил смягчить свое дерзкое слово: мол, можно же было миро продать и на вырученные деньги совершить дела милосердия, раздать эти деньги нищим. Но евангелист говорит: совсем не о нищих думал Иуда, потому что он был вор, а для вора было безумием то, что совершила эта женщина (см. Ин 12:4–6).
Сегодняшнее евангельское чтение — о безграничном милосердии и безграничной доброте, той самой, которая может быть не понята окружающими людьми и может вызвать не только зависть, но и критику. Действительно, ведь и в наше время бывает так, что люди, особенно нецерковные, которые тратят очень мало средств на добрые дела, с недоумением говорят о каком-нибудь состоятельном человеке, который построил храм или монастырь или еще что-то сделал: «Ну зачем это? Что, у верующих храмов нет? Есть же храмы! Взял бы эти деньги и использовал, если хочет, на доброе дело…»
Осуждение тех, кто совершает добро, превышающее всякое разумение осуждающего, имеет место и в нашей жизни. Может, не так радикально, как в евангельском повествовании, но разве и мы не осуждаем иногда наших родных, близких, соседей, знакомых за расходование их собственных средств — с нашей точки зрения, неправильное?
Сегодняшнее евангельское чтение осуждает всякого, кто осуждает дела милосердия. И потому для нас, верующих людей, женщина, которая отдала свое имение, чтобы помазать Спасителя, приуготовляя Его к погребению, являет пример милосердия. От нас никто не требует, чтобы мы, как она, отдали все свое имение ради милосердного деяния. От нас не требуется таких огромных жертв. Но от нас всенепременно требуется совершать дела милосердия <…>
Невозможно каяться и не совершать добрые дела! Невозможно ходить в храм и не совершать добрые дела! Невозможно! Потому что одно перечеркивает другое — наша с вами молитва и посещение храма перечеркиваются окамененным нечувствием, неспособностью и неготовностью к совершению добрых дел.
Из проповеди в Великую Среду после литургии
в Храме Христа Спасителя,
12 апреля 2023 года
О молитве священника
Молитва священника — это еще и молитва ходатайственная о тех, кто обращается к нему, надеясь на его молитвенную ревность. Не следует переоценивать ни собственного молитвенного дерзновения, ни крепости своей веры. Но помните: ни один из нас не имеет права отказать человеку, сославшись на то, что он немощен, что он не справится, тем более — что у него нет времени. Кто, как не священник должен взять на себя молитвенный труд о нуждающихся в этом людях? И ни один из нас не имеет права сказать «я помолюсь» — и не сделать этого.
Мы помним о подвижниках благочестия, которые иной раз на протяжении часов совершали поминовение на проскомидии, приходя для этого в храм задолго до начала литургии, у которых были длиннейшие списки имен для поминовения. И о каждом из этих людей они ходатайствовали перед Богом. Не все могут буквально следовать этому примеру, но, по слову евангельскому, наше «да» должно быть «да» (см. Мф 5:37). Если мы сказали человеку, что мы о нем, о его нуждах и бедах, о тех, о ком скорбит и волнуется его сердце, помолимся, мы обязаны это сделать и, если не сделаем, дадим об этом ответ перед Господом.
Из доклада на Епархиальном собрании г. Москвы,
20 декабря 2023 года
О терпении
В апостольском чтении (Рим 15:1–7) находим такие слова: Мы, сильные, должны снисходить к слабым, а не себе угождать. Казалось бы, так просто. Но что же такое снисходить? С Олимпа на землю? Нет! Слабые люди — рядом с нами, к ним надо двигаться по горизонтали, а не по вертикали. И нужно видеть рядом с собой человека, а снисходить — значит в первую очередь терпеть. Слово «терпение» апостолом не употребляется, но снисхождение — это и есть синоним терпения, а потому мы можем сказать: нужно терпеть ближних, а не себе угождать.
Проявлять в жизни терпение очень непросто, каждый это знает. Даже в браке между любящими людьми: началась совместная жизнь — все радостно, но затем скорби, болезни, неудачи, естественное старение… Как же сохранить все то, что было в начале совместного пути? Не всем удается сохранять чувства светлыми, чистыми, вдохновенными, оставаться верными друг другу, заботиться друг о друге. А ведь это и есть, согласно Евангелию, идеал совместной жизни. И конечно, среди верующих много тех, кто так и живет, и радуется моя душа, когда я наблюдаю радостную семейную жизнь в среде духовенства, наших верующих, да и всех тех, кто умеет хранить брак и заботиться друг о друге. <…>
Терпение — это дар Божий, говорит Нил Синайский. И это правда, потому что терпение требует от нас наступить на самое для нас дорогое, хотя мы в этом и не признаемся, — на свое собственное «я». Ограничить самих себя во имя того, чтобы другим было лучше. И ведь ни один подвиг не совершается без терпения, будь то трудовой или семейный подвиг. <…>
Современный человек почти разучился терпеть. Многое дается так легко, как не давалось предыдущим поколениям; нас окружает комфорт, о котором и мечтать не могли наши отцы и деды. Все это, конечно, расслабляет нашу волю и нашу способность терпеть другого человека. Но ведь в слове Божием нет ни капли лжи — одна только правда. Значит, и в заповеди «терпением стяжите души ваши» — правда Божественная и правда жизни.
А что, если мы из этого храма выйдем с одним лишь требованием к самим себе — потерпеть сегодня все то, что с нами произойдет? Например, неуместные или обидные слова со стороны близких людей, какие-то тяготы, связанные с рабочей или учебной нагрузкой, когда напрягается нервная система и хочется отмахнуться — если не физически, то по крайней мере эмоционально? А что, если мы в этот момент вспомним о сегодняшних словах и не будем отмахиваться? Может, кому-то это покажется удивительным: как же так, вроде такую резкую фразу сказал, а мой собеседник или мой родственник никак не отреагировал, а лишь улыбнулся и пошел дальше? Но если такое будет не единожды, а станет стилем нашего общения даже с теми, кто нас обижает, — то, поверьте, и обидчиков будет меньше, и жизнь сделается светлее, и проблем семейных, возрастных, связанных с непониманием между родителями и детьми, станет меньше.
Из проповеди после литургии
в храме преподобного Андрея Рублева
в Раменках г. Москвы,
23 июля 2023 года
О подвиге христианок
Сегодня, совершая память Никодима, тайного ученика Спасителя, и жен-мироносиц, невольно обращаешь свой взор в сравнительно недавнее прошлое нашей страны. Конечно, молодое поколение не помнит и не знает всего того, что было в то время, а люди среднего и старшего поколения все прекрасно помнят и знают: нельзя было человеку, который занимал более или менее заметное положение в обществе, открыто прийти в храм. Тут же доложили бы куда надо, и такой смелый человек лишился бы работы, положения, получил бы взыскание, был бы записан в черный список, и на этом закончилась бы его карьера. Поэтому — люди старшего поколения помнят — в то время в храмах стояли в основном женщины, так же, как у креста Христова оказались только женщины.
Удивительно: ученики, которые видели Его чудеса, которые были к Нему так близки, — все разбежались. Только Иоанн Богослов остался — самый молодой и, видимо, просто не знавший, что такое страх, мало что еще знавший о жизни. А остались рядом со Христом женщины, мироносицы, которые были вместе с Ним в дни Его земной жизни, во время Его служения.
Можно себе представить, как это было страшно: их Учитель висит на кресте, как разбойник, подвергшийся самой позорной казни, а мимо проходит ревущая толпа. Каково было встать рядом с крестом? Это значило отождествить себя с Ним, значило сказать: и нас распинайте, мы ничего не боимся! И кто же стоял? Стояли жены-мироносицы, которые оказались верными Христу даже до смерти.
И еще раз обратимся к тяжелому атеистическому прошлому: храмы были в то время наполнены исключительно женщинами, женами-мироносицами, не убоявшимися улюлюканья толпы, не убоявшимися потерять что-то в своей жизни. Мужья боялись, а жены не боялись, и ведь они создавали этот удивительный образ молящейся Церкви Русской Православной, многомиллионной Церкви, которая в их лице не устрашилась гонителей.
Поэтому мы никогда не забудем — как не забывает Церковь подвиг святых жен-мироносиц — и тот подвиг православных женщин, которые в трудное атеистическое время не отвернулись от Церкви, продолжали ходить в храмы, крестили, часто тайно, своих детей, несмотря на нередкие окрики своих мужей. Эти женщины исповедовали свою веру и сохранили ее для нас с вами. <…>
Пример жен-мироносиц, как тех, древних, так и современных, помогает нам понять, что подлинная вера изгоняет страх. Страх могут изгонять убеждения, вернее убеждения могут сделать человека настолько мужественным, что, несмотря на страх, он будет идти до конца. Но это удел немногих, а пример, который дает нам стоящая у креста жена-мироносица, может быть воспринят каждым. А ведь такая верность Господу и сейчас нужна. Потому что как много сейчас того, что отвлекает нас от Господа, от посещения богослужений! Мы живем в светском мире, который как бы не борется с верой, со Христом, но современная культура почти не связана с верой в Бога. Сейчас, правда, эта связь начинает формироваться, и мы благодарим Господа за тех, кто сегодня созидает нашу культуру. Но в целом культура остается светской, далекой от Бога, и опять-таки надежда на жен-мироносиц, на тех наших православных женщин, которые и сегодня продолжают оставаться верными Христу, которые воспитывают в вере своих детей, которые вразумляют своих мужей и которые несут великое служение верности Господу и Спасителю.
Из проповеди в Неделю 3-ю по Пасхе, жен-мироносиц,
после литургии в Храме Христа Спасителя,
30 апреля 2023 года
О просьбах к Богу
Святителю Феофану Затворнику принадлежат поразительные слова. Размышляя о том, что есть религия, что есть вера в Бога, он сказал: самое главное, что мы, верующие люди, должны связывать с Богом и религией, — это простые слова, которые мы обращаем к Нему: «Господи, помилуй!»
И это действительно так. Потому что наша жизнь, наше здоровье, как и жизнь и существование всего мира, — в руках Божиих. Он Творец Вселенной. Он вводит нас в жизнь, и от Него зависят и жизнь, и здоровье наше. А если сказанное распространить за границы человеческой личности, распространить на весь мир — эти слова относятся и к миру.
Действительно, творение Божие — в Его руках. Поэтому, когда человек перестает верить в Бога, отказывается от Него, тем более противопоставляет себя Богу, — он совершает безумие. В этом безумии люди нередко упорствуют, пытаясь доказать самим себе и другим, что Бога нет. А если продолжить эту фразу словами Федора Михайловича Достоевского, то и всё дозволено. В самом деле, если нет высшего Судии, если нет наказующей Силы, то всё дозволено! Ведь человеческую власть легко обмануть и человеческий суд легко ввести в заблуждение, а если нет Божественного суда, значит ложь, беззаконие — это практически нормальный способ устроения жизни, получения собственной выгоды. Вот почему и были произнесены те слова: если Бога нет, то всё дозволено. <…>
«Господи, помилуй!» — дивные слова. А что же еще просить у Господа? Конечно, милости! Ведь милость включает в себя в первую очередь прощение грехов, поелику грех отделяет нас от Бога.
Но ведь у каждого есть и своя просьба ко Господу, чтобы Он излил милость. И конечно, наши молитвы включают в себя и нашу боль, и наши сомнения, и наши недоумения, нередко даже отчаяние. К кому же еще обратиться? У кого получить помощь и защиту? И ведь Господь слышит нашу молитву. Есть только одно условие: молитва должна не содержать в себе пустословие, как это иногда бывает, или многословие, которое затемняет ее смысл. Молитва должна происходить от чистого сердца и сопровождаться уверенностью в том, что Господь способен помочь и ответит нам на наши воздыхания.
Слова святителя Феофана о том, что в двух словах «Господи, помилуй» содержится все самое главное, мы должны запомнить и всегда иметь их в памяти, особенно когда что-то трудное, тяжелое происходит в нашей жизни.
Из проповеди во вторник первой седмицы Великого поста
после великого повечерия в Богоявленском соборе г. Москвы,
28 февраля 2023 года
Все фото — Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.