Вопрос читателя:

Здравствуйте. «Возьми свой крест, отвергнись себя». Получается, понятие несения креста пришло из Ветхого Завета? Ведь крестных страданий Спасителя к моменту произнесения этих слов ещё не было.

Ксения

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Ксения!

Образ Креста целиком не из прошлого, а из будущего. Указанные Вами слова Господа Иисуса Христа — ответ на попытку апостола Петра прекословить Спасителю, когда Он начал учить народ о Своём предстоящем отвержении, смерти и воскресении. Пётр, как и другие апостолы, незадолго до этих слов признали в Господе Мессию — Христа. Но Христос им виделся вовсе не отверженным и униженным преступником.

Поэтому Господь наедине жёстко отвечает Петру, называя того сатаной. И уже затем, подозвав народ и учеников, говорит: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк 8:34). Господь открыто учит о Своих смерти и воскресении. И этой фразой говорит апостолам и народу и о Своём предстоящем подвиге и о будущем самого Петра.

Этот образ не имеет прямой аналогии в Ветхом Завете. Сама евангельская сцена, о которой мы говорим, свидетельствует о непонятности и неприемлемости для иудеев идеи спасения через Крест Христов. И Пётр, по своей горячности, просто выразил это непонимание.

Здесь нет никаких отсылок к обычаям Ветхого Завета потому что распятие — не еврейский, а римский способ казни. Если мы вчитаемся в список прообразов Честного Креста в Ветхом Завете, например, из Ставрографического сборника, мы увидим, что в этом списке нет образов физического несения Креста.

Более того, из Священного Писания мы знаем, что Господь и Сам физически креста не нёс, поскольку был сильно избит (см.: Мф 27:32; Мк 15:21; Лк 23:26).

Что же тогда имеет в виду Господь, приглашая учеников к крестоношению?

«Тогда, следовательно, носим крест свой, когда умерщвляем страсти наши и все неистовые пожелания: „а иже Христовы“, то есть рабы Иисуса Христа, „плоть распяша со страстьми и похотьми“ (Гал 5:24)», — пишет один из современных толкователей Евангелия архиепископ Никифор (Феотокис), цитируя святого апостола Павла. Христос понес Свой Крест, когда распялся на нем и победил смерть.

Мы несём свой крест, когда следуя за Спасителем, распинаем на кресте собственной жизни свои страсти и нечистые желания.

Крест Христов оставался непонятным и в апостольские времена. «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор 1:22-24), — пишет коринфянам апостол Павел.

Но мы знаем, что для нас, христиан, нет другого пути ко спасению, кроме как тот, на который указал Господь. Поэтому желаю себе и Вам, не оглядываясь, взять свой крест и следовать за Христом.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: