В издательстве «Эксмо» вышел «Катехизис» митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева). Книга представляет собой краткий путеводитель по православной вере, написанный живым, доступным, современным языком. Первый раздел книги посвящен основным вероучительным истинам Православной Церкви: речь в нем идет о вере, о Боге, об Иисусе Христе, о Святом Духе, о Церкви, о крещении и о воскресении мертвых.
Во втором разделе, посвященном нравственным темам, говорится о десяти заповедях Ветхого Завета, о заповедях блаженства, о любви к Богу и любви к ближнему, о грехе и покаянии, о вопросах семейной этики, о воспитании детей, о месте женщины в Церкви.
В третьем разделе речь идет о молитве и богослужении, храме и иконах, церковном календаре и церковных праздниках, о Таинствах и обрядах.
Книга, как говорится в аннотации к ней, может использоваться как для предкрещальной, так и для посткрещальной катехизации, и будет интересна всем, кто хочет систематизировать свои знания о Православной Церкви.
Своим мнением о «Катехизисе» с «Фомой» поделились священники, которые уже успели его прочитать:
НЕ В ТЯГОСТЬ, А В РАДОСТЬ
Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, член Союза журналистов России и Союза российских писателей:
«Катехизис» митрополита Илариона (Алфеева) на фоне его обширных двух десятков томов, изданных за последние 15 лет, выглядит «безделушкой» – всего 240 страниц, к тому же текст напечатан крупным шрифтом.
Это я шучу, конечно! Потому что нет ничего сложнее, чем кратко рассказать о Православии, да еще так, чтобы не только дать всеобъемлющее знание о нем, но помочь человеку прийти к Богу.
Святитель Филарет (Дроздов) в своем «Катехизисе» формально пошел по очень правильному пути – он все учение о вере и Церкви разделил на 600 вопросов и краткие ответы на них. Эта диалогичная форма, восходящая к Сократу, призвана в процессе обучения к созданию ощущения совместного поиска истины.
Автор нового «Катехизиса» выбрал иной путь. Хотя здесь есть тоже провиденциальный собеседник в образе взыскующего ученика, но автор выступает в своей книге, скорее в роли посредника между этим учеником и Священным Писанием, Преданием и учением Святых Отцов. Он как бы тоже учится, размышляет, делится своим личным опытом познания. Он даже иногда не избегает трудных и спорных толкований – говорит о них откровенно и честно.
Я стал выписывать цитаты из «Катехизиса», в которых я увидел блестящие формулировки автора, но захлебнулся в них – таковых оказалось очень много. Отмечу только целиком главы «Иисус Христос» и «Церковь» – не прибавить, не убавить.
Блестящий кусок из предисловия к «Христианской нравственности», в котором говорится о том, что Иисус Христос не призывал к отмене рабства, что Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, что Христос не был борцом за права, но именно христианство помогло преодолеть многие социальные немощи древнего мира.
В новом «Катехизисе» не всё понравится кое-кому из христианских либералов, но и некоторые христианские консерваторы могут быть, возможно, чем-то недовольны.
Есть ли у меня к этому вдохновенному тексту претензии? Есть! Мне, например, не хватает упоминания особого церковного почитания Пресвятой Богородицы в первой части книги, об этом говорится только ближе к концу.
Но самое главное, митрополит Иларион передал в своем труде накал любви к Богу и Церкви. Это свидетельство дорогого стоит.
Доктринерство, начетничество, схоластика в книге для тех, кто хочет знать свою веру, недопустимы.
И автор сделал всё для того, чтобы избежать клишированного языка и окостенелого типа мышления в разговоре о Православии.
Хорошая и полезная книга! Всем советую ее изучить.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине:
Предлагаемый Катехизис – книга, давно ожидаемая в современной православной церковной среде. Несмотря на обилие духовной литературы, остро ощущалось отсутствие именно такой книги, в которой кратко, просто и всесторонне рассказывалось бы о православной христианской вере, Церкви и церковной жизни.
Книга сразу вызывает симпатию простым и точным объяснением, для кого она предназначена, и что она не претендует на полное изложение того громадного явления, каковым является христианство, а предлагается как «путеводитель по вере». То есть, дается объяснение самого главного и необходимого для первого шага на пути за Христом, а затем уже последует все большее узнавание Того, кто есть Путь, Истина и Жизнь.
Методически совершенно верно, что в самом начале поставляется текст Символа веры, и именно его разъяснение становится основной канвой изложения Православного вероучения. Представляется важным, указание на то, что Иисус Христос является основателем новой религии – христианства, суть которого не просто в выполнении внешних предписаний, а во вхождении в Царство Небесное, т.е. новых отношений между человеком и Богом. При этом подчеркивается, что христианство обращено ко всем народам земли.
В виду необходимой краткости позволю себе отметить лишь несколько из множества ярких мест предлагаемого Катехизиса.
Голгофа. В описании событий распятия отмечено, как самое тяжкое испытание для человека, которое Господь разделяет с нами, – кажущаяся богооставленность, кажущееся отсутствие Бога Отца. Подчеркнуто, что страдания на Кресте есть высшее проявление солидарности Бога со страдающим человечеством. Кратко и выразительно подчеркнуто, что именно Воскресение Христа стало главной темой апостольской проповеди и главным содержанием христианской веры.
Иисус – Господь и Бог. Интересно отмечено, что впервые эти слова были произнесены апостолом Фомой. На смену сомнению пришло точное исповедание. Подтверждается важное мнение о том, что вере противоположно не сомнение, а равнодушие.
Искупление. Самая сложная тема христианского богословия передается кратким и ясным изложением нескольких исторических концепций. Приводится православная точка зрения цитированием Григория Богослова: «Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный». Именно нам, а не Богу Отцу нужна была крестная жертва Сына Божия. Нам для веры и любви к Богу был необходим Бог, солидарный с нами в наших страданиях и смерти. «Для спасения нам нужен был именно такой Бог, не какой-то иной: Бог распятый на Кресте» (стр.67-68).
Спасение. Замечательный образ: «Бог не тот, кто бросает спасательный круг утопающему и сочувственно смотрит, как тот выкарабкивается из воды: Он Сам ввергает себя в штормовые воды человеческой жизни, чтобы человек мог ухватиться за Него и спастись» (стр. 70).
Церковь. Важно указание на то, что «христианство – это не только рациональное признание ценности и значимости личности и учения Христа; христианство – это, прежде всего членство в общине Его учеников. А такой общиной является созданная Им Церковь».
Заповеди блаженства. Нравственный закон Христа, изложенный в Нагорной проповеди по справедливому замечанию, в самом деле, «можно назвать автопортретом Иисуса».
Любовь к врагам. Этот важнейший принцип христианской этики подчеркивает, что учение Христа имеет универсальный характер. Очень точное замечание, что эта заповедь говорит нам о том, «что любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным».
Покаяние – «не просто сожаление о содеянном грехе», а изменение ума и образа жизни.
Семейная этика. Хорошо, что приводится ссылка на «Основы социальной концепции РПЦ» с указанием причин, по которым Церковь допускает развод. Важно, что такие ссылки приводятся и в отношении многих других современных проблем нашей жизни.
Евхаристия – основа бытия Церкви. Это возобновление и продолжение Тайной вечери, последней трапезы Иисуса с учениками. Это – бескровная жертва, которую вся община во главе со священником приносит Богу. После преложения хлеб и вино сохраняют свой внешний вид и физические свойства, но по своей сущности они становятся Телом и Кровью Спасителя.
Важно, что в предлагаемом Катехизисе подчеркивается, что Церкви не свойственно начетническое отношение к религиозной жизни: исполнишь такое-то количество правил – угодишь Богу. Самое важное – помнить о том, что Бог смотрит на сердце человека, на его внутреннее расположение: Он ждет от нас любви к Себе, а не лишь механического исполнения тех или иных правил.
Исповедь. Справедливо замечается, что наши современники часто неспособны критически оценивать себя при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей. Указывается, что покаяние требует трезвого, здорового, но критического взгляда на самого себя.
Об умирающих. Очень важное наставление, чтобы родственники не откладывали приглашение священника для исповеди и причащения до последних часов жизни больного, боясь «напугать» его. Это нередко лишает умирающего последнего напутствия и духовной поддержки.
Цитаты из Св. Писания. Правильно и мудро то, что в тексте приводится много цитат из Св. Писания, так как потенциальный читатель скорее всего, быть может, никогда еще и не открывал Библию. Приводимые цитаты, таким образом, станут первым знакомством со Св. Писанием.
Послесловие
Особо хочется сказать о Послесловии. Оно предваряется мудрым пастырским советом читать его уже после принятия Крещения. Сразу же даются важнейшие наставления о том, что быть христианином означает жить по-христиански. Для этого рекомендуется ежедневно читать Евангелие, а к Ветхому Завету переходить позже. Причем вначале ограничиться лишь книгами Бытие и Исход. Дается простое и ясное наставление начинать и заканчивать день молитвами из Молитвослова и Псалтири, при этом прилагать и молитвы своими словами.
Очень ценны советы в отношении других членов семьи и детей. Важно замечание, что жизнь в Церкви не избавит нас от болезней и скорбей, но даст силы правильно их переносить.
Этот Катехизис непременно следует включать в список книг, рекомендуемых людям, делающим свои первые шаги в христианской вере.
В ЦЕРКОВЬ БЕЗ ДУЭЛЕЙ
Протоиерей Дмитрий Моисеев, кандидат богословия, заведующий кафедрой библейско-богословских дисциплин Калужской духовной семинарии:
Мне, как священнослужителю, периодически приходится встречаться с людьми, которые открыли для себя Православие и стремятся узнать его получше. Также приходится беседовать с людьми, которые еще не готовы прийти в Церковь, но имеют желание узнать о Ней и о Ее учении, так сказать, из первых рук. И очень часто они ставили меня в тупик одним вопросом – Какую книгу, желательно – одну, можно прочитать, чтобы составить себе правильное представление о Православии?
Посоветовать им прочесть катехизис святителя Филарета? Неподготовленный человек вряд ли сможет с первого раза его понять, а некоторые его разделы, такие, например, как рассуждения о дуэлях, вызовут скорее улыбку, чем серьезное размышление. Дать учебник догматического богословия? Его не каждый студент семинарии осилит, не говоря уже о людях, не знающих о христианстве почти ничего.
Поэтому выход современного Катехизиса, призванного доступным языком рассказать нашему современнику об основах православной веры – очень важное событие для нашей Церкви. Для меня, как для священника с одной стороны, и как для преподавателя догматического богословия с другой, в этой книге значимыми являются три основных параметра.
Первый – это содержание, то есть полное изложение всех основных вероучительных, нравоучительных и литургических положений, которые необходимо знать православному христианину. Здесь очень важно, чтобы это изложение было полным, но в то же время без излишних тонкостей, которые будут понятны только серьезно изучающему данный вопрос специалисту. Второй – это стиль изложения. Язык должен быть не наукообразным или архаически-благочестивым, а доступным нашему современнику.
Третий, и наиболее важный – это богословская безукоризненность формулировок, точное соответствие излагаемого материала православному вероучению, поэтому неудивительно, что новый Катехизис был составлен одним из наиболее известных богословов современной Церкви.
Познакомившись с его текстом, я был рад убедиться, что он полностью соответствует моим ожиданиям. Он содержит три раздела. Первый – вероучительный, второй – говорящий о христианской нравственности, и третий, посвященный Церкви и богослужению.
В первом доступно и достаточно полно излагаются основные положения православной догматики, расположенные в соответствии с Символом веры и подтверждаемые ссылками на решения Вселенских Соборов и на творения Святых Отцов.
Во втором говорится об основах христианской нравственности, показывается связь нравственных требований Церкви с Божественным Откровением и рассматриваются актуальные проблемы современности, зачастую ставящие новоначального христианина перед необходимостью нравственного выбора.
В третьем разделе говорится о литургической жизни Церкви, о важности Таинств, раскрываются основы православного богослужения и благочестия.
В целом – это та книга, которую теперь можно будет рекомендовать к прочтению каждому, желающему познакомиться с основами Православия. Надеюсь, что она станет первым шагом в изучении богословия, нравственности и богослужения для всякого, желающего идти ко Христу или только задумывающегося о вступлении на этот путь.