К утру потеплело. Всего минус сорок два. Ночью в Нюксенице, говорят, на градуснике видели минус пятьдесят. Зато солнышко. Сочельник, 6 января, в Пожарище готовятся к Рождеству.
Деревня Пожарище Нюксенского района Вологодской области от столицы — в 750 километрах. От ближайшего райцентра не так далеко, всего 14 километров, но асфальта нет, грунтовка.
Церкви в Пожарище не было никогда. На то и деревня. Церкви в сёлах бывают. Вот в Нюксенице есть. Только до неё в минус сорок пять поди, доехай. Автобус и в тёплую-то погоду ходит раз-два в день, а когда и не ходит. В мороз - что вообще говорить! Машин в деревне тоже - раз-два, обчёлся. Попробуй ещё эту машину, дак, заведи в минус сорок пять! Поэтому на Рождественскую службу в храм добираются очень немногие. Но сам праздник любят и отмечают с душой.
Сюда вообще до шестидесятых годов прошлого века дорога не вела — добирались по речке Уфтюге. Или вертолётом. От такой удалённости много минусов, но и плюсы есть: здесь чисто, тихо и красиво. И сохранились здесь древние архаичные русские традиции, о каких в других местах уже и помнить забыли. Тут умеют ткать на кроснах браное ткачество и пестрядное полотно, помнят, как печь в печи на свадьбу сборные пироги-витушки и варить солодовое пиво, здесь на летнем съезжем празднике Троицкого Заговенья до сих пор ходят рядами с песнями и водят хороводы. А зимой в Пожарище колядуют — по-настоящему, как встарь.
Через дорогу от Пожарища — деревня Кокшенская. Чуть дальше — Заболотье. Когда-то все три деревни объединял большой колхоз-миллионер со стадами коров, табунами лошадей, огромным хозяйством. И народу тут жило много — куст трёх деревень даже называли «китаем». Шутка ли, аж три с половиной тысячи человек! Теперь в Заболотье всего два жилых дома, а в Кокшенской и Пожарище — полторы сотни постоянно живущих. С работой неважно, правда, получше, чем в соседних районах — выручает «каэска», крупная компрессорная газовая станция в Нюксенице. Газпром кормит весь район. Поэтому и газ в деревнях есть. Вот кто на каэске работает, у того зарплата. А остальные перебиваются, как могут.
Однако, это всё присказка. Пора начаться и Рождественской сказке.
Под Сочельник в ЦТНК собираются местные ребята. Мастерят звезду, репетируют колядки.
Ранним утром после Рождественской ночи две команды колядовщиков снова собираются в центре, который переделан из полуторавековой крестьянской избы, чтобы отправиться в путь. Взрослые и старшие ребята одной командой поедут в деревню Лесютино, которая в четырёх километрах отсюда, дети помладше другой группой пойдут по деревне. Два перекрещенных полотенца — обязательная деталь внешнего облика колядовщика. Так ходили здесь с христославиями прабабушки и пра-пра-бабушки, и сто лет назад, и триста. Колядовщики — не совсем как бы и люди. И не ангелы, и не духи, но посланцы Божии, возвестники Его Рождества. Им нужно от обычных людей отличаться. Идут такие перепоясанные по деревне - уже, вроде, и не свои, а особенные.
Последний инструктаж перед выходом.
От Пожарища до Лесютино пешком при таком морозе не дойти. Заведётся машина - доедут колядовщики, а нет - так и не судьба.
А ребятишки помладше тем временем идут с корзинками по самому Пожарищу да по Кокшенской. Метель разыгралась. Валенки в сугробах тонут, ветер в лицо. Но хозяева ждут в каждой избе, готовятся, и если в какой дом не зайдёшь — обида будет великая.
Перед входом в дом на крыльце или в сенях нужно зажечь свечу в Рождественской звезде. От ветра приходится прикрывать — не сразу и зажжётся.
— Здорово живете!
— Поди-ко здорово!
— Дозвольте Коляду пропеть, Христа прославить?
— Ждём, ждём...
И высокие, пронзительные голоса запевают Тропарь:
— Рожжество Твое, Христе Боже Наш! Возсия-а мирови свет разума...
Олег Николаевич Коншин — руководитель ЦТНК, местный житель. Его стараниями в деревне уже третий десяток лет возрождаются традиции, ребята учатся тому, что знали их пра-прабабушки, собираются праздники и вечёрки. Супруга Олега Николаевича Ольга Николаевна — тоже замечательный специалист по традиционной народной культуре, родом из соседнего Никольского района. Вот они, на снимке. Вся семья Коншиных - с двумя сыновьями - обязательно каждый год среди колядовщиков.
На этом снимке одна из старейших жительниц Пожарища-Кокшинской Анна Павловна Клементьева. Родилась в 1917 году. Великая труженица, сама построила дом для себя и своих детей, в колхозе работала до изнеможения, ткала и шила, пекла и пела. Задорная, работящая, хранительница традиций и мудрости, многому научила Олега Коншина и других молодых пожарищенцев. Радуясь приходу колядовщиков, приговаривала: «Спасибо, детоньки, засиели, дак я ещё год проживу!» И ведь прожила... 99 лет! Год до веку не дотянула, ушла из жизни в феврале 2016 года.
Колядовщики заглядывают и в местный магазин на Кокшенской. Продавщица Люба сама все эти колядки знает сызмальства, но всё равно рада. Глядишь, тоже чем-нибудь ребят одарит.
— Маленький мальчик сел у стаканчик, а стаканчик — хруп! Подавай, тётя, руб!
В разных домах принимают колядовщиков. В деревне все друг другу родня, и дальняя, и ближняя. Но когда приходят с Христославием, родство не в счёт. Жданным гостям дают конфеты, мелочь, пироги и шаньги, печенье, орехи. Могут и сала дать, яичек, колбаски. А кто-то сам куклу сделал — и куклу подарит.
- Коляда ты, Коляда, подавайте пирога!
Вы не режьте, не ломайте, прямо так подавайте!
- Шла-шла Коляда из Нова города,
Просила Коляда хлеба-мяса-пирога.
Кто даст Коляде тому двор живота,
Триста коров, полтораста быков,
Они по полю ходили — помыкивали,
А во двор заходили — поигрывали!
Все дворы обошли, корзины полны доверху. Теперь можно, наконец, вернуться в Центр и отведать вкусностей, которые наколядовали.
А вечером здесь же, в ЦТНК и стар, и млад собираются на вечёрку.
Бабушки пляшут «уточку» — древнюю пляску, которая сохранилась только здесь, в Нюксенском районе Вологодчины.
А детвора в игры играет.
- Отворяйтеся ворота! Цяревня-королевня! Ты войди-войди во город, Цяревня-королевня...
По кругу пускают братчину с пивцём. Пивцё здесь же сами женшчины варят. И солод свой, и хмель. На снимке здравицу поднимает вологодская гостья, знаменитый в области фольклорист Ольга Федотовская.
У местных бабушек платочки повязаны по-уфтюжски, «домиками». Это особое искусство так платок поверх белой косыночки-«низовочки» повязать.
А можно и по-простому, без «домика». Зато рубахи на женщинах — все самотканые, здесь же, в Пожарище вытканы. Главная ткачиха-мастерица Галина Николаевна Клыженко - автор большинства этих чудесных красных вставок-орнаментов на рукавах, манжетах, на рушниках и фартушках.
Завершается всё праздничным «Христос рождается, славите!..» И впереди ещё долгие весёлые Рождественские каникулы.
На что похоже это деревенское Святочное действо? Только ли «возрождённая форма»? Традиция как таковая, внешнее, игра: «Ходили-пели деды, будем ходить-петь и мы»? Или, всё-таки, стоят за этим действом смыслы, переживания события двухтысячелетней давности - «Христос родился, Бог воплотился...»?
Конечно, глубокого знания библейской истории от пожарищенских ребятишек ждать странно. Но основы заложены! Вот что говорит сотрудник Центра традиционной культуры Ольга Николаевна Коншина:
- Конечно, мы рассказываем ребятам о Рождественской истории на занятиях в этнокультурном центре, есть опыт постановки кукольного вертепа. А ещё во всех вологодских школах есть учебный предмет «Истоки», где православию уделяется немало внимания. В исполнении обряда («Славить Рождество») мы придерживаемся рассказов старожилов, чинно, торжественно, в нарядном (традиционном народном костюме, девочки - обязательно в платках, шалях) костюме исполняем Тропарь, колядки. Дети и взрослые знают, что главная цель поздравительного обхода – пожелание счастья, здоровья, добра и благополучия в доме.
Ольга Николаевна рассказывала о просвещении. А я от себя скажу о чувствах. Я сама с пожарищенцами много раз колядовала, и в своём доме мы ребят принимали, а они нас чествовали. На уровне чувств так: 7 января жители Пожарища просыпаются рано утром с ощущением особого детского восторга. Предвкушения, что день сегодня будет необыкновенный. Долгожданный. Все - и колядовщики, и хозяева в домах, - не просто зная о празднике, наблюдая его со стороны, но по-настоящему проживая его, принося другим и встречая весть о Рождении Спасителя, немножко преображаются. Сопричастность к празднику делает их светлее и лучше. Не встречалось мне такое в больших городах. Только здесь.
Колядки в Пожарище - не для туристов. Это тоже важно. Пожарище - не Великий Устюг, который отсюда, кстати, всего в ста пятидесяти километрах, и куда «к Деду Морозу» зимой устремляются десятки тысяч «паломников». И колядки здесь - не «клюквенное» фольклорное театрализованное представление с заученными рифмованными диалогами и размалёванными девахами в пластмассовых кокошниках. Здесь на этом не заработаешь, потому что в такую глушь да в такую стужу кто сюда доедет, какие экскурсионные группы? Так что Пожарище - это по-настоящему. Правда, из Питера вот уже лет десять ежегодно добираются до деревни ребятишки из детского фольклорного коллектива «Василиса», но они уже не туристы, они —свои. Питерцы живут в гостевом доме, учатся у бабушек петь, плясать и ткать, на Рождество тоже ходят с колядовщиками по домам. Вот «Василиса» да ещё два-три человека знакомых на рождественскую вечёрку в деревню доберутся, а больше из «внешних» и нет никого. Друг для друга праздник. Свой. Даже какой-то... тайный... таинственный. Как само Рождество. Поэтому такой светлый.
В Пожарище никогда не было церкви. Поэтому ее жители, как и многие и другие люди в отдаленных уголков России, не имеют возможности часто бывать на богослужениях в храме. Но они не забыли свою веру, пытаются ее сохранить и детям передать. Несколько лет назад за этноцентром, за поляной, на холме установили поклонный крест. От него на Троицу ходит к Заболотскому источнику крестный ход. В прошлом году деревне подарили колокол. С надеждой, что будет со временем, куда этот колокол повесить.
Фото Валентина Харпалева