В Евангелии от Матфея (Мф. 5, 39) Христос заповедал подставлять другую щеку тому, кто ударил в правую. Принято считать, что этот текст учит нас не применять силу, тем более что выше сказано: не противьтесь злому.
Но обратим внимание на слово правая: разве можно, ударяя человека, нанести удар по правой щеке, если ты не левша? (Кажется, первым увидел это С.С. Аверинцев.) Нет, здесь речь не о вульгарной оплеухе, а о страшнейшем для всего древнего Востока ритуальном оскорблении: лица оскорбляемого касаются тыльной стороной правой кисти.
Так что Нагорная проповедь учит не только не мстить, и тем самым не умножать зло, но и не стремиться к утверждению своей правоты. И если мы вспомним, с какой кротостью переносил Спаситель муки и глумления на Своем Крестном пути, каким величественным молчанием встречал ложные обвинения, то еще раз поймем, насколько же это трудно – следовать за Ним. Поистине это не в силах человеческих. Поистине только благодать Божьих даров может сотворить христианина – пусть даже и не очень совершенного.
Илл. Татьяны Хромовой
На заставке фрагмент изображения с sundayeducation