Хотите обличить

Хотите обличить "маловерного"? Перечитайте эти строки Евангелия

Марина ЖУРИНСКАЯ (26.06.1941 - 4.10.2013)

Увещание Спасителя не презирать ни одного из малых сих помещено в 18-й главе Евангелия от Матфея между словами о соблазнах и искушениях, с которыми предлагается бороться весьма решительно (отсечь свою руку или ногу, если они соблазняют, вырвать глаз, — разумеется, это метафора, это нельзя понимать буквально хотя бы потому, что самокалечение христианам запрещено), и словами о практически бесконечном прощении согрешившему против тебя брату. В общем структуру первой половины этой главы можно вкратце описать так: будьте как дети, умалитесь — берегитесь соблазнов, но больше всего берегитесь сами сеять соблазн — боритесь с соблазнами — берегите малых сих — прощайте согрешившим против вас.

Это схематическое описание недостаточно выразительно отмечает один очень важный стих (Мф 18:6), о котором необходимо поговорить отдельно. Сразу после рассуждения о том, что следует уподобиться детям, то есть умалиться, мы читаем: а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Отсюда следует, что малые сии — это вовсе не обязательно дети или люди малосведущие; это верущие в Спасителя, это могут быть именно те, кто умалился перед лицом Божиим; и вот с ними-то нужно проявлять сугубую сдержанность и осторожность, если уж пришла в голову идея их поучать, — и недаром дальше говорится про соблазны; очевидно, при определенных обстоятельствах такая идея относится именно к соблазнам.

Хотите обличить
Явление Христа апостолам, Дуччо ди Буонисенья

В ст. 10 говорится: не презирайте ни одного из малых сих Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Презирать — значит считать заведомо ниже себя, а посему высокомерно поучать и пренебрегать тем, что говорят «малые сии». Но коль скоро их ангелы-хранители лицезрят Бога (а ведь сказано: на Негоже не смеют чини ангельстии взирати, — значит, здесь — особая милость), то и слова их могут быть благодатны; во всяком случае, есть кому их поучить и направить на путь истинный. Далее после известных слов о том, что пастырь оставляет 99 овец и идет искать одну заблудившуюся, и радуется, найдя ее, больше, чем всем остальным (еще раз: о малых сих есть кому позаботиться, и они драгоценны перед Господом), с ярчайшей прямотой сказано: нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Такова Божья милость.

Но не нужно думать, что малые сии — все как один праведники; впрочем, этой теме вообще не стоит уделять пристального внимания.

Почти невольно мы всё стараемся расклассифицировать людей, каждого поставить на место (конечно, на то, которое мы же ему и отвели), и от Пасхи до Пасхи благополучно забываем потрясающие слова из Мф 20:1-16 о том, что Господин жатвы волен награждать работников так, как Он хочет, и последние будут первыми, а первые последними.

Так что и нашу градацию праведности, наши попытки построить людей по нами же придуманной шкале лучше оставить до жатвы, то есть до Страшного суда. А тогда нам очевидно будет не до этого — придется всецело сосредоточиться на собственных делах.

…Удивительно, насколько в колоссальном объеме книг Священного Писания все части взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведь если подумать, то смысл приведенных текстов перекликается со смыслом слов апостола Иакова: не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак 3:1). И уж тут что же еще скажешь…Заголовок дан редакцией

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (16 голосов, средняя: 4,50 из 5)
Загрузка...
Журнал№:
Поделиться:

  • Анастасия
    Анастасия6 месяцев назадОтветить

    Очень хороший материал! Только я бы добавила: не «обличить маловерного», а «обличить стремящегося в храм». Сейчас многие чрезмерно увлеклись т.н. «послушанием» и на этой почве забыли о неосуждении.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков6 месяцев назадОтветить

      По-моему, причины, по которым сейчас пытаются обличать (= осуждать), равно касаются как тех, кто за, так и тех, кто против нынешних карантинных мер. Так что текст полезен каждому, он не даёт повода к избирательному осуждению. Никого нельзя осуждать.

Загрузить ещё