Новый настоятель причащает с нарушениями ограничений. Что делать?
Новый настоятель причащает с нарушениями ограничений. Что делать?
Фото: tatmitropolia.ru

Новый настоятель причащает с нарушениями ограничений. Что делать?

Вопрос читателя:

Уважаемый отец Андрей, меня очень смущает то, что в нашем храме с приходом нового настоятеля после Святого Причащения вновь, как и в прежние времена, стали всем вытирать уста платом. Разве ограничения, связанные с эпидемией, в Москве уже сняты? Мы в ноябре переболели в тяжелой форме и едва остались живы, теперь боимся. Обращались в храме с этим вопросом, правда, не к самому настоятелю, так как его трудно застать. Нам ответили, что либо не причащайтесь, если так боитесь, либо ищите другой храм.

Что нам делать? Маме 93 года, мне 60, нам не под силу что-то менять. И обидно: столь лет ходили именно сюда, восстанавливали по крупицам, а теперь такое искушение. Помогите, пожалуйста. Естественно, что не называю храм, чтобы не причинить неприятности настоятелю. Сердцем мы его сразу приняли и полюбили, хотелось бы мирно разрешить ситуацию. Спасибо.

Наталья

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Наталия, Христос Воскресе!

Глубоко сочувствую тому, что у Вас на приходе происходит столь неприятная ситуация. Есть два варианта решения проблемы:

  1. Вы подходите ко Причастию со своей салфеткой и стараетесь сами вытереть себе уста после Причастия. Если это посчитают допустимым, то проблема исчерпана.
  2. Если первый вариант по каким-то причинам невозможно реализовать, тогда стараетесь попасть на беседу с настоятелем, если же он не войдёт в Ваше положение, — связываетесь с благочинным. Не думаю, что в такой ситуации кто-то решится пренебрегать нормами, продиктованными эпидемиологической ситуацией. Ведь храм могут закрыть, если это дойдет до контролирующих органов.

В целом можно понять настоятеля, все уже устали от эпидемии и вынужденных органичений. Но надо потерпеть, переждать, хотя бы ради окружающих придерживаться правил безопасности.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (32 голосов, средняя: 3,84 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Наталия
      Наталия1 неделя назадОтветить

      Большое спасибо!

    • Денис
      Денис2 недели назадОтветить

      Олег, у слова спасение в русском языке несколько смыслов. Так сказочный дед Мазай спасал зайцам жизни, а не обеспечивал им вечное спасение на Небесах. Вопрос вакцинации - это в основном посюсторонний вопрос. Отвечать на него для себя и зависимых близких, к примеру детей, следует исходя из медицинских показаний. В случае же, если не разбираетесь в вирусологии хотя бы на любительском уровне, то следует изучить мнение специалистов.
      Касательно же нравственных аспектов вакцинации, то давать ответы на общественно значимые нравственные и вероучительные вопросы - это дело священноначалия. Жаль, что нет чётких и недвусмысленных соборных ответов.

    • Олег
      Олег2 недели назадОтветить

      Я не очень большой специалист в этом,но мне помнится Бог говорил ,спасающий свою душу ее потеряет.....как то так,и как можно боятся болезни на святом причастии,то есть получается мы не грехов своих боимся ,а болезни,и верим что нас спасет прививка и маска а не Христос.

    • вячеслав
      вячеслав3 недели назадОтветить

      Вам после болезни бояться нечего. привиты уже и в таком возрасте. Батюшка неосознанно прививает через вас Паству. Спаси Господи духовного отца моего Максима , и Святыми его молитвами помилуй меня грешного. Побори враги его плотские и без плотные и от наветов соблюди паству его. Даруй нам Господи провести жизнь нашу в покоянии, молитвах и ЛЮБВИ ДРУГ К ДРУГУ.

    • Catilina
      Catilina3 недели назадОтветить

      Сергей, Вы с начальником Вашим тоже спорите по любому поводу?

    • Денис
      Денис3 недели назадОтветить

      Сергей, нежелание любить людей можно обосновать по-разному от лицемерных заявлений о большей любви к Богу до честного признания, что единственно разумен эгоизм, но на практике разницы нет. Что ревностный не по-разуму верующий угробит человека якобы в угоду Богу, что неверующий эгоист пожертвует человеческой жизнью по-холодному расчёту в угоду самому себе. Что так, что эдак человек умирает и его близкие страдают без него по вине жертвующих чужими жизнями.

    • Сергей
      Сергей3 недели назадОтветить

      Вопрос с прививками надежно закрыт для большинства населения не желающих колоться. Что же касается ответа на вопрос в статье, то я поражен. Вариант первый, а потом эту салфетку ей куда выбросить, в мусорное ведро? Вариант второй. Что же вы трусы то такие, закроют вас, может наоборот надо таких настоятелей которые не прячут голов в песок в испуге перед роспотребнадзором?

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил3 недели назадОтветить

        Ответ на вариант первый: в храмах обычно можно отдать на сжигание те вещи, которые нельзя выкидывать в мусорное ведро, так что в этом никакой проблемы нет.
        Ответ на вариант второй: с каких пор следование прямому указанию своего священноначалия является трусостью? Защита своих прихожан, которые останутся на улице, в случае закрытия храма - это тоже когда стало трусостью?

    • Catilina
      Catilina3 недели назадОтветить

      Денис, спасибо Вам за информацию, но для меня вопрос с прививками надежно закрыт. Пожалеем милую редакцию, позволяющую нам здесь эту переписку. Хороших Вам и всем читающим этот сайт выходных.

    • Денис
      Денис3 недели назадОтветить

      «Участники круглого стола "Вакцинация: этические аспекты в свете православного вероучения" — члены Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, эксперты в сфере медицины и биологии, представители православной общественности — обсудили возникающие, в том числе среди чад Православной Церкви, вопросы относительно вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19.

      Глубокой благодарности и уважения заслуживают ученые и врачи, предпринимающие значительные усилия для преодоления последствий и профилактики дальнейшего распространения коронавирусной инфекции COVID-19, унесшей жизни многих людей и внесшей существенное расстройство в жизнь народов. Сегодня, как и в прошлом, благодаря достижениям медицинской науки, в том числе в сфере вакцинопрофилактики, стали возможны предупреждение и снижение распространения многих болезней, облегчение страданий, которые они приносят людям, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Многие известные в прошлом эпидемии сошли на нет в том числе после применения вакцин от соответствующих болезней.

      Исторический опыт Русской Православной Церкви знает примеры активного участия священнослужителей в распространении практики вакцинации как медицинской процедуры, направленной на сохранение жизни и здоровья людей. В частности, указом Святейшего Правительствующего Синода в 1804 году архиереям и священникам было рекомендовано разъяснять народу пользу вакцинации от оспы. Тогда же основы прививания от этой болезни были включены в число общеобразовательных дисциплин в программе обучения будущих священнослужителей. Распространение вакцинации от оспы поддерживал, к примеру, святитель Московский Иннокентий.

      Ошибочным является представление, что принципиальный отказ от вакцинации как таковой может быть обусловлен православным вероучением. Выбор в пользу вакцинации или отказа от нее является индивидуальным решением каждого человека (в отношении ребенка — его родителей или законных представителей), принимаемым на основе личных убеждений, знаний, жизненного опыта, а также с учетом информации, полученной от медицинских работников, научного сообщества и разработчиков вакцин.

      Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины. В частности, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви подчеркивается: "Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей" (XI.3). Следуя изложенному принципу и признавая, при этом, важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине. Следует заметить, что обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер.

      Обеспокоенность части общества в отношении применения вакцин, в том числе вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, обусловлена, среди прочих причин, опасениями в связи с рисками поствакцинальных осложнений и формального подхода к иммунопрофилактике, не учитывающего индивидуальные особенности людей. Участники круглого стола, отмечая, что оценка эффективности и степени риска побочных эффектов медицинских препаратов не входит в задачи и компетенции Церкви, подчеркивают важность широкого экспертного и общественного обсуждения данных проблем и надлежащей проверки используемых препаратов на предмет побочных эффектов, в том числе отложенных, а также сертификации этих препаратов. Не менее важным представляется полноценное и доступное информирование людей, принимающих решение о вакцинации, о степени ее необходимости и возможных последствиях. Ясное и публичное разрешение должен получить и вопрос о достаточной медицинской помощи и социальной поддержки людей, в случае возникновения у них тяжёлых или долгосрочных поствакцинальных осложнений.

      При этом участники круглого стола считают недопустимым и греховным распространение ложных учений, отождествляющих вакцинацию с "принятием печати антихриста", равно как и конспирологических утверждений о якобы производимом посредством вакцинации тайном чипировании человечества.

      В церковном сообществе смущение вызывает то, что при создании отдельных вакцин, в том числе некоторых из вакцин от коронавирусной инфекции COVID-19, были использованы клеточные культуры, выращенные из эмбриональных человеческих клеток, полученных вследствие аборта, пусть даже совершенного полвека тому назад и более. Как отмечено в Основах социальной концепции, Русская Православная Церковь считает недопустимым "изъятие и использование тканей и органов человеческих зародышей, абортированных на разных стадиях развития, для попыток лечения различных заболеваний" (XII.7). Следует заметить, что по информации разработчиков в самих вакцинах не содержатся клетки эмбрионального происхождения, а упомянутые выше клеточные культуры уже много лет используются для создания вакцин. При этом по замечанию представителей ученого мира — участников круглого стола — при тестировании на стадии разработки иных вакцин и множества других медицинских препаратов также используются подобные эмбриональные человеческие клеточные культуры. Участники круглого стола, констатировав эту ситуацию, полагают необходимым, чтобы фармацевтические компании изыскивали возможность применения технологий, исключающих использование упомянутых клеточных культур.

      С учетом изложенного участники круглого стола считают, что в настоящее время, в случае отсутствия доступной альтернативы, имея в виду угрозу для здоровья и жизни людей от коронавирусной инфекции COVID-19, православный человек, использующий вакцину от этой болезни, созданную или тестированную с применением эмбриональной человеческой клеточной культуры, не сопричастен греху аборта, в результате которого была создана эта клеточная культура. При возможности выбора между подобной вакциной и вакциной, разработанной без использования эмбриональных человеческих клеточных культур, участники круглого стола высказываются в пользу применения последних вакцин, как этически более приемлемых.

      Участники круглого стола призывают к уважительному отношению к позиции как тех людей, которые считают возможным применение для себя или своих детей вакцин, изготовленных с использованием эмбриональной человеческой клеточной культуры, так и тех, кто отказывается от такового применения.

      Участники круглого стола считают необходимым продолжение дискуссии о моральных аспектах широкого использования в медицине клеточных культур, выращенных из эмбриональных человеческих клеток».

    Загрузить больше комментариев