Судьба страны решается не только в Москве и больших региональных столицах. Игнорировать это — значит отгородиться от важной части нашей общей реальности. Недаром среди жителей мегаполисов уже не первый год растет мода на внутренний туризм с целью ближе узнать свою страну. У некоторых из малых городов России славное прошлое, но сегодня они переживают не лучшие времена. В некоторых — жизнь кипит с прежней силой. Но все они одинаково важны для понимания того, как возникла, сформировалась и живет сегодня наша страна. А значит, самое время узнать эти города в лицо. Читайте в проекте «Фомы» — «Малые города — герои России».
Русские земли по реке Оскол — одни из самых древних, летописных. Ипатьевская летопись гласит, что после солнечного затмения князь Игорь Святославич со своей дружиной в 1185 году «перебреде Донець и тако приида ко Осколу, и жда два дни брата своего Всеволода: тот бяше шел инем путем ис Курьска».
У каждого из городов России — свое место, своя роль, своя судьба. Одни из них вошли в ее историю как древние и новые столицы. Другие стали центрами торговли, крупными портами, местом знаменитых ярмарок. Под сенью третьих разрослись монастыри. А были и другие, часто неизвестные и редкие на слух, но крайне важные в истории страны. Те, за спиной которых наш народ и Русская земля окрепли, выросли и стали тем простором, что привычен нам сейчас.
Южная окраина Русского государства в XVII веке представляла собой огромные малозаселенные пространства. Этим пользовались Речь Посполитая (Польша), казацкая вольница и Крымское ханство. Все они с разной периодичностью ходили в набеги на русские земли, терзая и без того истерзанную страну. Грабили жилища, уводили в рабство мужчин, женщин и детей, забирали скот.
Без строгой охраны южных границ остановить эти набеги было невозможно. И вот сначала в Поле, как тогда именовали эти земли, были в 1593–1596 годах «поставлены» города-крепости Белгород, Оскол и Валуйка, а в 1637–1647 годах, уже после Смуты, была развернута одна из самых крупных в истории страны фортификационных линий — Белгородская черта. Одним из главных городов на ней стал Царев-Алексеев — современный нам Новый Оскол.
Новый город в виде дубового стоячего острога вместе с земляным валом начали строить в устье рек Оскола и Белого Колодезя в мае 1647 года под руководством князя Василия Петровича Львова, ставшего здесь первым воеводой. Ему в помощь из Москвы был прислан французский инженер Давид Николь. На строительстве трудились московские стрельцы, тульские драгуны, а также боярские дети (служивое сословие в Московской Руси), стрельцы и казаки из других городов. Крепость выросла в 13 шестистенных башен, четыре из которых были проезжими. Башни соединяла стена, перед которой были врыты надолбы и сооружен земляной вал.
В 1655 году в царской грамоте на имя воеводы Романа Сатина город Царев-Алексеев был переименован в Новый Оскол (расположенный выше по течению город Оскол получил прибавку Старый). Новооскольский участок засечной черты простирался на 24 километра и прикрыл пространство между Изюмской и Кальмиусской сакмами — дорогами, по которым крымские татары шли в набеги на Московское царство.
В мае 1673 года к восточной части вала подошла орда крымского хана Селим-Гирея. После ожесточенного сражения татары подожгли дубовую опалубку земляного вала, после чего прорвались через укрепления. Но из-за оставшегося в тылу гарнизона Нового Оскола вглубь Московского царства идти не отважились, а разграбили прилегающие села и ушли.
Новый Оскол наряду с другими городами Белгородской черты на протяжении XVII века сыграл важную роль в защите Московского царства от угрозы с юга. Это позволило государству оправиться от Смутного времени, обеспечило безопасность центральных районов страны и их дальнейшее развитие.
В малонаселенные ранее земли потянулись люди. Сам город был заселен служилыми людьми из городов Ефремова, Ельца и Ливен. Они и их дети получали земли, став основателями первых сел и деревень этой округи.
К началу XVIII века крымские набеги прекратились, и черта утратила военное значение. Новый Оскол из крепости стал центром густонаселенного края, где главным становились мирные занятия. Служилые люди перешли в разряд лично свободных государственных крестьян — однодворцев, должность воеводы упразднили, а сам город вне зависимости от любых реформ вплоть до ХХ века оставался крупным уездным центром.
В XVIII-XIX веках на плечи жителей Нового Оскола легло активное освоение ранее почти безлюдного края. Постепенно пришли в ветхость старые фортификации, город приобрел провинциальные, купеческо-мещанские черты. В уезде росло число сел, деревень и хуторов, распахивались земли, развивались ремесла, в особенности ткацкое и кожевенное. В 1896 году через Новый Оскол пролегла железная дорога, связавшая его с Донбассом и промышленным центром страны. Город был поставщиком хлеба в Москву, Донбасс и за границу — к концу XIX века им ежегодно отправлялось свыше одного миллиона грузов, половину из которых составлял хлеб.
В эти теперь мирные, казалось бы, годы Новый Оскол должен был забыть свое военное прошлое и стать обычным домоседом. Но «старая выправка» давала о себе знать — новооскольцы снова и снова становились на защиту страны. Мы встречаем их при осаде турецкого Очакова и в Полтавской битве со шведами. В героической обороне Севастополя в Крымскую войну 45-я новооскольская дружина под командованием князя Николая Борисовича Голицына обороняла бастионы и строила мост через бухту под непрерывным артобстрелом неприятеля. За оборону Севастополя всей дружине была пожалована Севастопольская медаль на георгиевской ленте и розданы знаки отличия Военного ордена.
Вера и святыни
Полная лишений жизнь на пограничных рубежах страны формировала трепетное отношение людей и к вере, и к святыням. Оскольский край с глубокой древности был христианским, чему примером стал действующий до сих пор подземный монастырь у села Холки, неподалеку от Нового Оскола. Подобные обители, что были вырублены в толще меловых пород, известны по притокам Дона с домонгольского периода и время их начала затеряно в веках.
В феврале 1620 года патриарх Московский и всея Руси Филарет благословил «черного попа» Геласия на строительство Никольской церкви при Холковском городище. Так древний монастырь обрел вторую жизнь, а рядом с ним возникла Никольская слободка, известная теперь как Холки.
Незадолго до строительства города Царев-Алексеева, поблизости от села Песчаного была основана мужская Покровская Карпова пустынь. С построением Царев-Алексеева в нем появился мужской Преображенский монастырь. По церковной реформе Екатерины II в 1764 году эти обители были упразднены — монахи переведены в оставшиеся монастыри, а церкви превращены в приходские.
С тех времен известны и первые новооскольские святыни. В том же Карповском Покровском монастыре была явлена чудотворная Казанская икона Божией матери, по упразднению монастыря перенесенная в Хотмыжский. В Холках вплоть до начала ХХ века хранилась икона св. Алексия, человека Божьего, пожалованная, по преданию, лично царем Алексеем Михайловичем в один из его приездов. Для этой иконы была построена особая часовня на склоне горы под развесистым дубом. В наши дни в Успенском соборе Нового Оскола хранится чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы, обретенная на источнике недалеко от города.
Выдающееся место в истории России и Русской Православной Церкви занял сын бедного священника из села Сурково Михаил Петрович Булгаков. С детства обнаружив тягу к учению и наукам, он окончил семинарию в Белгороде и Киевскую духовную академию, после чего в 1841 году принял монашество с именем Макарий. В 1879 году он был возведен в сан митрополита Московского и Коломенского, члена Святейшего Синода.
Митрополит Макарий (Булгаков) — один из крупнейших русских историков и богословов, автор многотомной истории Русской Церкви. На полученные за свои работы деньги он учредил в 1867 году премию, которую завещал после своей смерти «для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний». Макариевская премия выдавалась ежегодно в 1884–1917 годах и была возрождена в 1997 году.
В наши дни в Новооскольском районе насчитывается 15 церквей, главная из которых, Успенский собор Нового Оскола, была построена в 1803 году на средства прихожан и до 1917 года содержала две церковно-приходских школы. Сейчас при Успенском соборе действует духовно-просветительский центр.
Век потрясений
ХХ век был переломным для России, и на жителях Нового Оскола отразились все его потрясения.
С началом Первой мировой войны на фронт ушли тысячи жителей города. В составе 79-й пехотной дивизии был сформирован 314 Новооскольский пехотный полк. Свыше 1250 новооскольцев было убито, ранено и пропало без вести. Многие вернулись Георгиевскими кавалерами.
Последовавшая Гражданская война разделила земляков — часть пошла в Добровольческую армию А. И. Деникина, часть — в Красную. Уроженец слободы Чернянки Новооскольского уезда князь Ф. Н. Касаткин-Ростовский написал гимн Добровольческой армии, а в слободе Великомихайловке в конце 1919 года была создана Первая конная армия.
С началом Великой Отечественной войны свыше 15 тысяч новооскольцев ушли на фронт. Из них 9 тысяч погибло, 11 человек стали Героями Советского Союза. Семь месяцев Новый Оскол был под властью оккупантов, которые убили 157 жителей города и района.
Оправившись от морока войны, новооскольцы десятилетия упорного труда вложили в благополучие и красоту своей земли — строили, растили, умножали. Сейчас Новый Оскол — красивый и опрятный город, с приветливыми лицами горожан, с уютными переулками. И лишь остатки древних укреплений да братские могилы в парках напоминают нам о том, какой большой ценой все это было завоевано.
Фотографии предоставлены государственным архивом Белгородской области
и администрацией Новооскольского района.
Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города — герои России». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.