«Новые ивановские»: в эту деревенскую школу детей сегодня принимают по конкурсу, а все ставки учителей заполнены

—— И—и—и раз—два—три, раз—два—три… Встали! Спина прямая, Сережа! А теперь повороты в парах… 

У кавалеров рука, как положено, за спиной, у дам-старшеклассниц в длинных школьных платьях — на отлете с отставленным мизинчиком. В коридоре школы села Ивановское на Лехте репетируют русский лирический танец. Хореографию тут изучают с 1 по 11 классы. 

В деревню по конкурсу

В эту деревенскую школу сегодня принимают по конкурсу: больше 150 учеников небольшое одноэтажное здание не вместит. В первый класс в этом учебном году пошел 21 ребенок. Большинство из них — дети переселенцев со всей страны. Ставки учителей заполнены, а кроме математики, чтения, потом алгебры, химии и физики, этим детям тут преподают каллиграфию, красноречие, живопись, краеведение, добротолюбие, а желающих будут учить разбираться в робототехнике, кулинарии и прочем.

Владимир Сергеевич Мартышин – директор Ивановской на Лехте школы – ведет занятия для старшеклассников

30 лет назад московский журналист и писатель Владимир Мартышин, переселившийся в село Ивановское на Лехте Ярославской области, пришел работать учителем истории и литературы в здешнюю школу. В классах было по 5—6 человек, у многих из них, детей алкоголиков, наблюдалась задержка психического развития. Преподавателей с высшим образованием в школе было только двое, а уроки в младших классах, случалось, вели вчерашние старшеклассницы…

С Игорем на половцев

Коридор в одноэтажном здании школы сегодня — главная культурная площадка в Ивановском-на-Лехте. Тут не только проходят линейки, но и устраиваются школьные балы, некоторые выпускники справляют тут свадьбы, в самые холода в коридоре приходится проводить уроки физкультуры.

А вот дискотеки уже много лет не проводятся.

— А чё там делать, на этой дискотеке? — это было спрошено вполголоса из задних рядов: мы с ребятами сидим в классе после уроков. 

— А кино?

— Не сходишь в кино — деньги не потратишь лишние. 

— Я тут легко меняю кино на коньки, лыжи. На хоккей. 

— Я б лучше на бал пошла. Или на кружок.

В 1994 году на конференции учителей в поселке Борисоглебский Владимир Мартышин прочел докладом о своей концепции сельской школы-гимназии, опирающейся на русскую традицию, народную, классическую и церковную.

Особое внимание там было уделено истории края и нравственному воспитанию. За годы работы учителем Мартышин понял, что даже школьникам с ЗПР интересно знать, например, о том, что в соседнем Вертлове жил князь Весель, сподвижник князя Игоря, с которым тот на половцев ходил, и о том, почему в «Войне и мире» русским войскам выносят перед боем Казанскую...

Постепенно, при поддержке департамента образования Ярославской области и складывались учебные планы, в которых предметы обязательной программы сходились в единую программу с хореографией, старославянским, краеведением... И в первую очередь, с добротолюбием, авторским курсом, составленным Владимиром Мартышиным, директором школы. Курс рассчитан на все годы обучения. К томам святых отцов это имеет отношение опосредованное: ребята тут впервые берут в руки Библию, их учат основам традиционной духовности, из мартышинского курса они узнают о великих россиянах, изучают традиции русской семьи. К самому «Добротолюбию» переходя лишь в одиннадцатом классе.

Мы на добротолюбии в первом классе — тут учат разбираться в понятиях «добра» и «зла». Ваня тянет руку:

— Разбойник только снаружи злой, но сердце у него внутри золотое! — мальчишку не унять, он будто кому-то что-то доказывает. — Господь увидел его душу и освободил его!

Десятый класс. В кабинете искусств с репродукцией «Троицы» Рублева над дверью директор школы рассказывает о концепции Шубарта, цитирует Лосского, обещает разобрать на следующем уроке понятие «воля». «Для чего живет человек?» — ​спрашивает у класса. Девочка с косой тихо, но уверенно отвечает: «Чтобы стать святым…» Никто не смеется, как смеялись бы в любой городской школе.

— Краеведение у меня самый любимый предмет! — восклицает восьмиклассница Оля. — Тут узнаешь, как жили люди на том месте, где сейчас живешь ты. А в седьмом мы заучивали народные приметы, и я запомнила, например, что если прямо у окна поет снегирь, то наступит оттепель. Этой зимой они, по-моему, не умолкают...

От театрального до фигурного 

В школе мало места, в том числе и на стенах — для стендов, объявлений и наглядной агитации. Но гостям есть на что посмотреть. И послушать. 

За дверью, мимо которой идем мы с Владимиром Сергеевичем, репетирует хор, готовящийся к архиерейской службе в Москве. Стенды о жизни сельской школы. Отчет об очередной поездке в рыбинский технопарк «Кванториум» — в этот раз старшеклассники увлеклись там сборкой беспилотников. В прошлом году в школе открылся авиакружок «Дорога в небо» с обучением пилотированию в клубе ДОСААФ близ Ярославля (на фото мальчишки в кабине под прозрачным колпаком). Поисковый отряд «Пересвет» (на фото во главе его сам директор в камуфляжной бандане) за 15 лет совершил 37 экспедиций, «поднял» из земли больше полутысячи останков солдат… 

А вот расписание работы бесплатных кружков для ребят самых разных возрастов, ​от музыкальных, хоровых, изобразительных искусств, хореографических и театральных ​до народно-ремесленных, столярных, швейных, кулинарии, журналистики и фигурного катания. Вдоль здания школы ряды кормушек на деревьях — это «столовая для птиц», регулярно пополняемая учениками из раздаваемых завхозом пакетиков с кормом. В «Школьном лесничестве» ребят учат сажать, прививать, обрезать деревья… 

При всем обилии возможностей примечательна лаконичная строчка на школьном сайте: «Ивановская СОШ платных услуг не оказывает».

На стене в учительской — диаграмма, на которой видно соотношение количества местных и приезжих учеников. Кривая «новых ивановских» резко пошла вверх с начала 2000-х — и с этого времени школа из учебного заведения стала превращаться в градообразующее.

Общаясь с учителями и учениками узнаешь множество очень похожих историй. Бросая насиженные места и хорошую работу, перепробовав и городские, и сельские православные гимназии, люди со всей страны выбирали «ивановский» вариант, чтобы дать своим детям хорошее образование и воспитание. Как, например, бизнесмен Влад, учивший старших детей в Германии, а младших привезший в Ивановское. Хоровик, хореограф и завуч Мария из Краснодара предпочла деревенскую тишину и работу с детьми руководству кафедральным архиерейским хором, а психолог из Новгорода Антонина без сожаления рассталась с высокими рабочими категориями ради жизни в Ивановском и места секретаря сельской школы. 

Новое Ивановское

Вьетнамская черная свинья — одна из самых «мясных» пород, и потому Сергей, учитель физкультуры Максим и преподаватель добротолюбия в младших классах Александр выбрали ее для совместного разведения и обеспечения мясом своих семей. Еще в общем хозяйстве нубийские козы, цесарки, перепела, пчелы… Дома трех друзей стоят в Ивановском бок о бок — в ряду других новых, возникших в последние годы. Их около двадцати в самом селе, а если взять соседние… 

— У меня это единственная деревня, где идет массовая застройка, — говорит глава местного сельского поселения Вера Ермолина. — Там скоро и земли свободной не будет!

В Ивановском почти не видно старых, разваливающихся домов, каких полно в любой русской деревне. Здесь рядом с крепкими еще срубами прошлого века зачастую красуются новые, тоже основательно построенные дома. Местное население активно, на 3-4 семьи в год, замещается «новыми ивановскими», интеллигентными многодетными православными (среди которых немало выпускников, вернувшихся сюда уже учителями), живущими вокруг школы, рядом с которой недавно открыли детсад — пока на 16 малышей. Тут же храм Илии Пророка, срубленный в Ивановском в начале 2000-х, уже специально расширенный, но опять не вмещающий по праздникам причастников взрослых и маленьких. 

— Выйдешь на улицу — от детей проходу нет, — смеется Максим, у которого уже семеро. — А когда мы в 2000-м приехали, то увидели пустыри, бездорожье, пьяниц под заборами, борщевик в рост... 

В последние годы окрестный парк и территория вокруг школы приводится в порядок. «Новые ивановские» покупают и нанимают спецтехнику, рекультивируют и засевают бывшие колхозные поля, обеспечивая сеном собственную скотину и не только. 

— Молока, мяса, меда и других продуктов мы производим столько, что уже создали потребительский кооператив — возим еду по заказам в Москву, — рассказывает Александр, одновременно следя за своими подопечными на льду Ивановского пруда, ведь он еще и тренер школьных хоккеистов, ставших прошлой зимой победителями турнира в Борисоглебском.

В ближайших планах ивановских новоселов — строительство при школе небольшой универсальной крытой спортивной арены. Все же школьный коридор не самое удобное место для занятий физкультурой. 

Текст: Андрей Васянин
Фотографии: Владимир Ештокин

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (97 голосов, средняя: 4,60 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья 6 месяцев назадОтветить

    Прекрасный пример возрождения русского села! Дай Бог распространить этот опыт хотя бы на несколько поселков! В городе все более формализовано, все настроены на успешную сдачу ЕГЭ и поступление в ВУЗ, неважно в какой. Спаси Господи.

  • Татьяна
    Татьяна 6 месяцев назадОтветить

    Замечательная школа, читаешь и даже самой хочется поехать в Ивановское). Оценка за статью 5) Нажала на звёздочки и засчитали, видимо, за оценку ниже 5)

Загрузить ещё