1917. Живая история - совместный проект журнала "Фома" и радио "Вера", посвященный столетию революционных событий. Сегодня у нас — программа, посвященная последней русской императрице: какой она была и какой ее видели современники?
Слушать:
Читать:
В течение этого года мы будем говорить о событиях, которые имели место в России сто лет назад – в 1917 году. Попытаемся понять мотивации людей и разобраться в цепочке событий, которые привели, как писали раньше в учебниках, от Февраля к Октябрю.
Если почитать дневники современников тех событий, то у самых разных людей можно встретить упоминания об императрице Александре Федоровне Романовой в связи со шлейфом слухов, ходивших вокруг ее имени. Говорили о ее связи с кайзером Вильгельмом и немецкими военными, а в это время, напомню, шла Первая мировая война. Говорили о ее пагубном влиянии на внешнюю и внутреннюю политику в России. Говорили много о чем.
Александра Федоровна прославлена в наше время как святая, то есть история, как это бывает, расставила свои, совершенно иные акценты. А что же было тогда, в 1917 году? Почему ее имя склоняли в светских салонах и политических кружках?
Попробуем разобраться, и на связи с нами Дмитрий Володихин, доктор исторических наук, профессор.
– Добрый вечер, Владимир Михайлович. Как Вы считаете, насколько обоснованными были такие слухи об императрице Александре Федоровне? Что было основанием для подобных суждений и как это вообще характеризует то время, о котором мы сейчас говорим, – вторую половину января 1917 года.
– Прежде всего хотелось бы сказать, что если бы были какие-то отношения секретного плана, тогда, конечно, сохранились бы документы в германских архивах. Эти архивы хорошо известны, если бы нашли на эту тему хоть строчку, вся наша антимонархическая публика давно бы заливалась соловьем, рассказывая, как нашли это подтверждение. Но таких подтверждений нет. Самый важный момент – фактических оснований под обвинениями Александры Федоровны не имеется.
Теперь о том, откуда взялись эти обвинения. Собственно, так называемые плавающие разговоры – это плод функционирования двух довольно странных источников. Первый из них – от леволиберальной до большевистской и леворадикальной прессы, которые муссировали образ якобы некоего чудовищного сборища правителей: плохой царь, изменница императрица, тупые министры, бездельники генералы и так далее, и так далее. Собственно, они вели к тому, чтобы создать ситуацию, в которой будет легче начать вооруженный переворот, информационно готовили его. Вина нашей правящей элиты прежде всего в том, что она не смогла организовать адекватный информационный отбой.
Но и надо сказать, что в результате многих десятилетий советского времени мы знаем то, что отражает точку зрения победившей стороны. А победившая сторона очень часто пишет свою точку зрения по собственной прессе и по прессе так или иначе близких политических союзников, контрагентов. Отсюда этот миф об императрице попал в огромное количество научной, научно-популярной и исторической литературы. Этот миф был заложен в основание идеологических подпорок для концепта, согласно которому нужно было устраивать революцию, совершать переворот, у нас было плохое правительство и так далее. Все неправда.
Теперь второй источник. Достаточно силен и опасен был так называемый верховой заговор. В нем принимали участие Гучков, целый ряд крупных промышленников России, часть придворных, даже некий сектор генералитета. Все эти силы также продуцировали слухи о том, что престол шаток, потому что плох царь, плохая императрица. Собственно, цель была та же самая – организовать общественное мнение за свержение законного правителя и против легитимности его правления. Разумеется, читать все это сейчас всерьез нельзя. Все это вызывает некую брезгливость, как от газетной утки. Конечно, думать о том, что царская семья была в этом хоть как-то замешана, очень глупо.
В начале XX века Императорский дом Романовых был очень большим и разветвленным. И внутри него, как это ни парадоксально, тоже были люди левых взглядов, и особенно много тех, кто хотел бы лично для себя побольше свободы, побольше денег, и, если уж совсем повезет, сменить Николая II на престоле и занять его место. Эта фронда бродила у нас даже на уровне великих князей. Некоторые из них ходили в феврале с красными бантами, честно не понимая, что тех, кто сейчас так легкомысленно фрондирует, скоро ожидает расстрел, шахта и так далее, и тому подобное.
Можно лишь сожалеть, что далеко не все люди венценосной фамилии понимали суть происходящего. Находились представители Дома Романовых, которые бездумно пытались заигрывать с революцией, этим зверем, который их же потом и пожрал.
– Возвращаясь к образу императрицы Александры Федоровны: иногда бывает проще понять историю через личности и их судьбы. Ее восприятие в общественном сознании, которое, как Вы говорите, не соответствовало действительности. Это был образ, созданный газетами, который активно подпитывался соответствующими радикальными группировками.
– Это был демонизированный образ.
– Есть выражение, что дыма без огня не бывает. С чего это началось? Почему ее решили сделать своеобразным камнем преткновения в этой агитационной работе?
– Ведь она императрица, это достаточный повод, другого не надо. Бьешь по ней – сразу бьешь по императору, то есть по основанию власти во всей стране. Если бы в ней не нашли ничего, о чем можно было бы клеветать, то и в этом случае ее бы изваляли в грязи по определению. Таковы были силы, которые боролись с престолом.
– Прошло сто лет, и сегодня императрица Александра Федоровна прославлена в лике святых. Собственно, люди той эпохи, наверное, очень бы удивились, узнав о таком итоге. Про что тогда эта история? Получается, что мы бываем очень слепы в своих оценках, не видим в человеке чего-то большего? Или, может быть, святость не настолько безусловна? Как Вы считаете?
– Канонизируется не вся жизнь человека и все, что он совершил, а все то, что идет на благо учению Христа, учению Церкви. Мы же не можем, к примеру, канонизировать у святого Владимира все, что случилось в его жизни до того, как он крестился. Это было бы глупо.
Дело в том, что Александра Федоровна канонизирована Русской Православной Церковью в чине страстотерпцев, то есть людей, которые претерпели мучения, претерпели их невинно и следуя своему пути. Путь Александры Федоровны – супруга русского царя, православный человек, который заботится о своей семье и всегда и во всем разделяет дорогу этой семьи, прежде всего мужа и детей. В этом смысле она безупречна.
Она прошла вместе со своим супругом всю дорогу до конца, не роптала, не кричала, ничем не позорила его, всегда была вместе с ним и детьми. Во время войны императрица не то что не посылала кайзеру Вильгельму выдуманные письмена, а работала в госпиталях и старалась делать все, что только можно, на благо фронта и благо победы. Она претерпела мучения, потому что откровенно темной, инфернальной силе нужно было разрушить государственный строй Российской империи и уничтожить монархию, в частности физически истребить тех, кто был ее живым олицетворением. Она пала как человек, на которого было направлено острие этой дьявольской борьбы.
Именно поэтому мы поклоняемся Александре Федоровне как святой. Потому что она была верна своему пути и потому что пострадала как человек, который крепко стоял на этом пути и должен был быть уничтожен.
С другой стороны, уничтожение царской семьи, уничтожение монархии и той старой России, которую мы потеряли, представляет для современной России урок того, чего не надо делать. Урок, который нельзя повторять, потому что тогда он стоил нам многих миллионов людей. И внутри этого урока живым укором нашим временам служат царь, царица и их дети. Надо хорошенько подумать, хорош ли государственный строй, в основании которого лежат зверски убитые люди.
Те мучения, которые претерпела Александра Федоровна, – это часть урока, который мы получили, урока, очень дорогого, но очень ценного. Ее кровь, ее муки, расправа над ней – это все, что мы должны помнить всегда. И мы должны с почтением относиться к человеку, который все это перенес и ушел из жизни, чтобы будущие поколения что-то поняли в своей жизни.
– Большое спасибо за комментарий.
Читайте также:
Царственные страстотерпцы
Династия Романовых и Церковь