200 лет или около того – средний возраст большинства «старинных» московских зданий. Пожар 1812 года уничтожил большинство исторических построек. Сегодня облик дореволюционной столицы представляют относительно новые сооружения. Тем не менее, в Москве есть здания, которые уцелели в пожаре 1812 года. Мы решил вспомнить несколько наиболее известных из них ко дню Бородинского сражения.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря (1420-1425 гг.)
Андроньевская площадь, д. 10
Согласно летописям, первое деревянное здание храма было возведено в 1357 году, но в результате пожара 1368 года сгорело. На его месте был построили новый собор из камня, который между 1420 и 1425 годами, был перестроен и в таком виде дошёл до наших дней. В росписи храма принимали участие Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От нее сохранилась только орнаментальная роспись на косяках алтарных окон.
Убранство собора не раз сильно изменялось. Согласно описи 1763 года, здесь была паперть с ризничной палатой, от которой сегодня ничего не осталось, а в 1812 году архимандрит Феофан сообщал о значительных разрушениях, которые устроила отступающая наполеоновская армия. Французы ограбили собор, зажгли иконостас, отчего «своды с главою упали внутрь храма…». В 1934 году весь Спасо-Андронников монастырь планировалось снести, но по разным причинам этого не произошло. Во многом его спасению способствовала опубликованная в 1940 году Академией архитектуры работа о соборе, после которой значение храма как памятника русского зодчества стало понятно всем. В 1959–1960 годах здание было реконструировано в первоначальных формах.
Успенский собор Московского Кремля (1479 г.)
В 1326 году первое здание заложили первый Московский митрополит Петр (его мощи сейчас пребывают как раз в кремлевском Успенском соборе) и князь Иван Калита.
В 1479 году итальянский архитектор Аристотель Фиораванти построил новый Успенский собор на месте прежнего. Его мы и видим сегодня. Перестроить собор велел великий князь Иван III. Он объединил русские княжества под властью Москвы и начал создавать в столице новую резиденцию. Строительство нового собора – что-то вроде обозначения нового статуса Москвы.
Фиораванти взял за образец Успенский собор во Владимире, древний крестово-купольный храм. Принципиальная новизна московского Успенского собора – то, что он выложен из небольших блоков белого камня, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками а крупные главы сближены.
Гладь стен подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописцы отметили, что здание смотрится «как един камень».
Круглые столпы внутри собора не заполняют собой пространство, а создают впечатление огромного дворцового зала. «Была же та церковь весьма удивительна величеством, и высотою, и светлостью, и пространством», - написано в летописи.
В 1513-1515 годах собор впервые расписали.
В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой. Артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила стенопись, которую мы можем видеть сегодня (в отреставрированном виде). А со старых росписей сняли «переводы».
Архитектура и стенопись храма воссоздают образ космоса. На столпах - изображения мучеников. Своды символизируют небо. Как столпы несут своды, так и мученики своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь.
В 1653 году создан иконостас собора по инициативе патриарха Никона. Шестьдесят девять икон иллюстрируют всю библейскую историю человечества.
В 1812 году храм был разграблен и осквернён наполеоновской армией, но не разрушен.
Успенский собор сегодня - один из музеев Московского Кремля. Чтобы посмотреть на него и зайти внутрь, нужно купить билет в одной из кремлевских касс или прийти на литургию.
Грановитая палата (1487 – 1491 гг.)
Приказ о постройке отдал великий князь Иван III. Проект здания принадлежит итальянским архитекторам Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, который отделан особой облицовкой – рустом. Руст получается, когда четырёхугольные, правильно сложенные камни плотно пригоняют один к другому, а переднюю их сторону оставляют неотесанной или отесывают грубо. Стена получается не гладкой, а «граненой». Что и видим в Грановитой палате. Руст характерен для итальянской архитектуры.
В 1684 году Грановитую палату переделал архитектор Осип Старцев.
Сдвоенные стрельчатые окна были растесали и украсили белокаменными наличниками с колонками, перевитыми виноградной лозой.
В Грановитой палате собиралась Боярская дума и Земский собор, устраивались различные празднества. Для детей царя в палате была предусмотрена специальная тайная «смотрильная палата». Царица с детьми могла наблюдать через специальную решётку за пышными приёмами иностранных делегаций.
Грановитая палат была свидетельницей множества важнейших событий в истории России: В 1552 году в Грановитой палате праздновали покорение Казани. В 1709 году – победу в Полтавской битве, в 1721 году – заключение мира со Швецией. В 1653 году на Земском соборе здесь приняли решение о воссоединении России и Украины. В 1682 году в ней же состоялся инициированный старообрядцами диспут о вере.
Сегодня Грановитая палата — зал при резиденции президента России.
Храм святого мученика Трифона в Напрудном (1492 г.?)
М. «Рижская», ул.Трифоновская, 38.
По преданию, храм святого Трифона был построен боярином Трифоном Патрикеевым в конце XV века на месте чуда - явления святого мученика Трифона у большого пруда близ села Напрудное.
В XIX веке храм достроили так, что он мог вместить 3,5 тысячи человек! В феврале 1925 года, незадолго до своей кончины, Литургию в храме служил Святейший Патриарх Тихон.
В начале 1930‑х годов храм закрыли, а в 1932 году взорвали. Сохранилась только наиболее древняя часть храма, относящаяся в концу XV века.
Сегодня это крошечный каменный храм. Кажется, будто он и совсем не из нашего времени, а это открылось фантастическое окошко, через которое вдруг стало видно прошлое.
Английский двор в Зарядье (XV в.)
ул. Варварка, д. 4
Самое древнее гражданское строение за пределами Кремля.
Изначально принадлежал Ивану Бобришеву по прозвищу «Юшка», постельничему великого князя Ивана III.
После его смерти хозяина здание стало казённым.
Иван Грозные пожаловал дом в Зарядье английским купцам, так как был заинтересован в том, чтобы они поставляли порох, селитру, свинец, оловянную посуду
В 1649 году торговые отношения с Англией разорвали (в связи с казнью в Великобритании короля Карла I). Английские купцы были выдворены за пределы России, а их имущество конфисковано.
В середине XVIII века Пётр I устроил в этом здании одну из первых в России Арифметических школ.
К середине XX века палаты потеряли свой первоначальный вид: в советское время здесь были жилые квартиры, различные учреждения. Возрождение палат в первоначальном виде связано с именем реставратора Петра Барановского, который в 1960-е годы обнаружил под поздними наслоениями памятник архитектуры и настоял на том, чтобы он был сохранён. После всестороннего изучения зданию был возвращён облик XVI века. В 1994 году состоялось торжественное открытие музея «Старый английский двор», который стал филиалом Музея истории Москвы.
Сушило (солодежная) Симонова монастыря (XVI–XVII вв.)
М.»Автозаводская» ул. Восточная, д. 4
Самое древнее «многоэтажное здание» (5 этажей, при этом выше современных пятиэтажек). Одна из немногих сохранившихся построек Симонова монастыря, в прошлом одного из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья...
Солодежная (сушило) предназначалась для хранения монастырских продуктов, зерна, солода. Сейчас используется для хозяйственных нужд.
Дом Ростопчина (XVII- XVIII вв.)
М. «Лубянка», ул. Большая Лубянка, 14
В здании сохранился фасад петровского времени. Белокаменная резьба по второму этажу датируется концом XVII — началом XVIII века. Второе название — Палаты Пожарского: на этом месте стоял дом князя Дмитрия Пожарского.
По предположению историков, здесь же два века спустя новый генерал-губернатор Москвы, князь Федор Ростопчин, отдал приказ о сожжении древней столицы. Дом Ростопчина Лев Толстой описал в романе «Война и мир».
В конце 1970-х годов главный усадебный дом был отреставрирован. Согласно проведенным тогда исследованиям, здание и его пышный двор (колонны, увитые виноградной лозой, картуши с гротескными масками, сложные орнаментальные композиции), датируются последним десятилетием XVII в.
Палаты Голицыных (конец XVII — начало XVIII вв.)
Кривоколенный пер., д. 10
Три каменных здания (главный корпус и два длинных боковых флигеля) с фрагментами построек конца XVII — начала XVIII вв. Составляли городскую усадьбу, с 1760-х гг. принадлежавшую П.Ф. Голицыну. Главный корпус отодвинут в глубь двора, в его первом этаже сохранилась палата конца XVII в., во флигелях — сводчатые палаты с 2-сторонним освещением, фрагменты карнизов из профилированного кирпича. В 1859 здания были расширены пристройками и получили свой современный вид.
Во второй половине XIX века усадьба сдавалась под различные учреждения: в разное время здесь были меблированные комнаты, музыкальная школа, больница, типография, переплётная мастерская. В последней в 1914 году работал наборщиком Сергей Есенин.
Усадьба находится в аварийном состоянии, и особенно это касается крыши и фасада. Флигели комплекса занимают различные коммерческие организации.
Церковь Зачатия Анны, что в Углу (середина XVI в.)
М. «Китай-город», Москворецкая набережная, 3
Впервые церковь «Зачатиа, что на Востором углу» упоминается в летописи в связи с пожаром 1493 года. Тогда деревянный храм полностью сгорел. Впервые как каменная постройка храм указан в Переписной книге 1626 года. Предполагается, что его начали строить после очередного пожара в 1547 году.
В 1920-х годах храм закрыли. В здании располагались конторские и туристические учреждения. Убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.
В 1994 года храм вернули Русской Православной Церкви. Храм освящен, но из-за строительства богослужения в нем не проводятся.
Театр Позднякова (XVIII в.)
ст. м. «Арбатская», ул. Большая Никитская, 26
Это здание Матвей Казаков внес в Альбом лучших гражданских зданий Москвы. Когда здание отошло к П.А.Познякову, новый владелец перестроил его до неузнаваемости, расписал стены цветами и деревьями (имитировав парк) и разместил в нем свой театр.
Вот как дом описан в «Горе от ума» А. С. Грибоедова:
А наше солнышко? наш клад?
На лбу написано: Театр и Маскерад; *
Дом зеленью раскрашен в виде рощи,
Сам толст, его артисты тощи.
На бале, помните, открыли мы вдвоем
За ширмами, в одной из комнат посекретней,
Был спрятан человек и щелкал соловьем,
Певец зимой погоды летней.
Слава о театре дошла даже до Наполеона, что спасло дом от пожара. Оказавшись в сожженном, почти безлюдном городе, французский император пытался хоть немного наладить мирную жизнь. Создание французского театра должно было поднять дух измученных пожарами и войной солдат и офицеров. Его актерами стали франкоговорящие члены труппы Московского императорского театра, здание которого сгорело. В итоге театр стал чем-то вроде французского офицерского клуба. По мемуарным свидетельствам одной из певиц, здесь бывал и сам Наполеон.
В октябре 1812 года французская труппа Бюрсей представила первый спектакль, а репертуар театра утверждал лично Наполеон.
После войны Поздняков за свой счет восстановил театр и начал давать представления в пользу пострадавших от французского нашествия. А в 1814 году он устраивал спектакли в пользу бедных и русских раненых под Лейпцигом. Поражены были англичане, приехавшие посмотреть на сожженный дотла город и попавшие на благотворительный маскарад. Москва торжествовала «из последних копеек»...
После смерти Позднякова здание переходило из рук в руки, перестраивалось. Возможно, одно время здесь размещалась часовая мастерская Павла Буре.
Сегодня главное здание усадьбы надстроено до пятиэтажного дома, а флигели сохранили прежний вид. На первом этаже главного дома — книжный магазин, выше располагались частные квартиры, но их обитателей расселили несколько лет назад, теперь эта часть пустует.