В этот день в 1342 году с именем Сергий принял монашеский постриг послушник Варфоломей, будущий «игумен всея Руси». Воин-мученик Сергий стал небесным покровителем смиренного инока, которому суждено было благословить на битву воинов, которые, по словам историка Льва Гумилева, «пошли на поле Куликово как рати разрозненных княжеств, а вернулись как единый русский народ».
Начало Великого гонения
По преданию, христиане Сергий и Вакх были офицерами в армии соправителя императора Диоклетиана — Максимиана Геркулия, правившего западной частью Римской империи со столицей в Медиолане (сейчас это Милан). Но в 303 году тетрархи Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций Хлор издали эдикт, отменявший права христиан, требовавший от них соблюдения традиционных римских религиозных практик и обязывавший всех жителей империи совершать языческие жертвоприношения. Христианам запрещалось собираться на молитву, их лишили права обращаться в суд. Началось гонение, вошедшее в историю под названием Великое, во время которого были казнены тысячи людей и сотни тысяч подвергнуты пыткам, заключению и изгнанию. По всей империи жгли христианские богослужебные книги и громили храмы.
Естественно, начались «чистки» в армии. Военачальникам были разосланы приказы, чтобы все воины принесли жертвы богам или покинули военную службу. При этом они теряли все сбережения и государственную пенсию.
«Продай одежду свою и купи меч»
Сегодня не редко можно услышать, что евангельская проповедь делает военную службу невозможной для христианина. Но ведь рядом с призывом подставить вторую щеку есть призыв: «Продай одежду свою и купи меч» (Лк 22:36). Иисус поражается силе веры центуриона из Капернаума (Лк 7:2-10), а центурион Корнелий, приняв христианство, не отказывается от воинской службы (Деян 10).
Казалось бы, вопрос службы в армии должен был быть одним из самых острых у ранних христиан. Должен. Но не был. Большинство христиан не видело в армейской службе ничего зазорного. Несмотря на то, что она была связана с убийством, ее считали вполне приемлемой и совместимой с духом Нового Завета. Обычно этот вопрос вообще не поднимался: он решался по умолчанию, как нечто само собой разумеющееся, словно ратное дело было таким же законным и почтенным ремеслом, как и всякое другое.
Еще Иоанн Креститель на вопрос воинов, что им нужно делать, чтобы покаяться и очиститься от греха, отвечал: никого не притеснять, не клеветать и довольствоваться своим жалованием (то есть не грабить население), — как будто убийство на войне не входило в перечень рассматриваемых грехов (Лк 3: 14).
Конечно, раздавались голоса и против военной службы. Мученик Максимилиан, казненный за отказ служить в армии, объяснял: «Мне нельзя находиться на военной службе, потому что я христианин. Не могу быть воином, не могу творить зла, я христианин». А Ориген обещал: «Копья, коими мы некогда сражались, мы перековали на косы; мы не поднимем больше меч ни на один народ (...) ибо Христос сделал нас сынами мира».
И все-таки большинство ранних христианских авторов одобряли и поощряли службу в армии. Климент Александрийский считал, что солдаты-христиане должны оставаться в войсках и выполнять все приказы командиров. А в «Постановлениях апостольских», составителем которых он считается, в части, посвященной крещению, говорится: «Если приходит воин, то пусть учится не обижать, не клеветать, но довольствоваться даваемым жалованьем; если повинуется, да будет принят, а если прекословит, да будет отринут».
Иустин Философ хвалил римских солдат, доблестно защищавших границы и благосостояние страны от врагов империи. А священномученик Климент, папа Римский, вообще сравнивал Церковь с армией, где дисциплинированные солдаты подчинятся центурионам.
Предание о Фиваидском легионе
Христиане времен Диоклетиана не смущаясь служили в армии, считая это своим гражданским долгом. Александрийский епископ Феона в своем знаменитом письме «Лукиану, начальнику придворных» говорит, что император вверил охрану своей персоны христианам, составлявшим его лейб-гвардию. А церковный историк Евсевий Кесарийский утверждает, что христиане не только служили в армии наряду с язычниками, но и считали унижением своего достоинства, если им по каким-то причинам этого не позволяли.
Сохранилось предание о целом Фиваидском (Египетском) легионе, состоявшем из нескольких тысяч христиан. Его отличием были верность в служении Христу и храбрость на службе императору. Получив приказ Максимиана принять участие в преследовании христиан, он отказался его исполнять — что неслыханно для римской армии. Легион находился в Агаунском ущелье — на территории нынешней Швейцарии, недалеко от Женевы. Узнав о бунте легиона, Максимиан приказал казнить каждого десятого. Но оставшиеся в живых по-прежнему отказывались выполнять приказ. Второй раз казнили каждого десятого. Тогда оставшиеся обратились к императору: «Бога мы обязаны больше слушаться, чем тебя; мы обязаны обращать свое оружие на защиту граждан, а не против них. Ты приказываешь отыскивать христиан и казнить их, но мы сами христиане. Мы охотнее позволим убить самих себя, чем убивать других; мы лучше умрем невинными, чем будем жить обремененные преступлением». Тогда император приказал казнить весь легион, вызвав для этого расположенные вблизи войска.
Само появление этого предания свидетельствует о том, каким остался Максимиан в памяти Церкви.
Цена «христианских басен»
Когда «доброжелатели» донесли на Сергия и Вакха, что, мол, они не почитают языческих богов, цезарь, по преданию, сперва приказал снять с них знаки воинского отличия, одеть в женское платье и водить по городу с железными обручами на шее на посмешище толпы. Затем велел привести к себе и дружески советовал «не прельщаться христианскими баснями» и обратиться к богам римским. Но те упорствовали.
Казнить их сам Максимиан не стал. Он отдал суд над ними лютому ненавистнику христиан, правителю восточной части Сирии Антиоху, который по иронии судьбы получил свою должность с помощью Сергия и Вакха. Можно представить, какие чувства испытывал Антиох, когда по его приказу одного из его благодетелей, Вакха, запороли насмерть, а второму, Сергию, отрубили голову.
***
Город Ресафа в Сирии на берегу Евфрата, где произошли эти трагические события, позднее переименованный в Сергиополь, стал местом паломничества. Храмы, посвященные Сергию и Вакху, были в Маалюле (разрушенном боевиками в сентябре 2014 года), в Каире, Стамбуле, Риме. Были они и в России, только до нашего времени не сохранились.
Но сохранилась Свято-Троицкая Сергиева лавра, где ежегодно уставными богослужениями отмечают день памяти святых мучеников Сергия и Вакха, небесных покровителей преподобного Сергия Радонежского.