
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день. Добрый день. Сегодня поняла, что мне никогда не победить свою гордыню. Может, мне тогда и в церкви делать нечего? Я никогда не смогу сказать обидчику: «Прости, я сама виновата». Хотя умом понимаю, что, скорее всего, виновата, заслужила, ведь напрасно ничего не происходит. А вот принять душой и сердцем не могу или скорее всего, не хочу. Могу только промолчать, да и то не всегда. Не смиряюсь. А ещё я перестала вычитывать молитвы по молитвослову. Молюсь краткими молитвами в течение всего дня, думаю о Господе. Это я считаю живым общением с Богом. Священник в храме сказал, что это тоже гордыня, хотя я считала это ленью. Батюшка сказал, что и лень — гордыня. Если я не исправлюсь в этом вопросе — а я не исправлюсь! — то какая я христианка? Но от Бога я никогда не откажусь и буду молиться как умею и как душа лежит. Я в настоящий момент расстроена, ум ещё не остыл. Успокоюсь, может, по-другому буду мыслить и что-то предпринимать. А сейчас для меня мир рухнул.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Если в целом говорить, то гордыня — это корень всех бед, основа всех грехов. Именно гордыня двигала Люцифером, именно из-за нее происходят самые ошеломительные падения. Такова природа человека, что именно гордыне он очень подвержен. И невозможно с ней справиться раз и навсегда почти никому, стратегия тут другая — действовать и жить так, чтобы в каждый конкретный момент действовать не по гордыне, а по любви. И так из множества мелких выборов и сложится хороший, правильный путь. В какие-то моменты Вы ошибетесь, но пусть будет так, что в большинстве моментов Вы поступите все-таки так, как будет по-Божески и по-человечески.
Церковь — это Тело Христово. Куда вы собрались уходить? Вы христианка, Вы верите в Бога, Вы знаете, что Он есть и Вы хотите быть с Ним. Он создал Церковь как сообщество верующих людей, Вы в этом сообществе по праву своего Крещения. Зачем куда-то уходить? Никуда не надо, потому что именно в Церкви Вы и помолиться можете не только лично (это и самой можно), а вместе с другими верующими, исповедаться можете, причащаться можете, черпая в Таинствах церковных силу, благодать Божию на то, чтобы жить. Церковь именно для этого и создавалась — для совместности и для поддержки. Так уж мы созданы, что живем не поодиночке, но вместе. И это единство, очень сильно нарушенное во многих областях жизни, в церковном пространстве с разной степенью успешности и пытаемся восстановить. Это дар Божий, дорогая, и не стоит его отвергать, потому что он для того, чтобы им пользоваться.
Теперь насчет конкретики.
Ситуации конфликтов надо решать очень конкретно, понимая, что к чему. Я думаю, что в ситуации, в которой Вас именно обидели, стоит как раз четко понимать, что обидели не Вы, а Вас. Конечно, будет очень правильно об обидчике помолиться, чтобы Господь его умудрил и так далее, и чтобы Вас Господь утешил, но в общем никто и никогда не говорил о том, чтобы переворачивать ситуацию и искать свою вину там, где ее нет. Вы можете — и дай Бог Вам! — реагировать очень спокойно, но говорить, что Вы виноваты в том, в чем не виноваты — это будет ведь лгать. Да, по большому счету, у любого человека если мысли и поступки (если только он не святой), которые ему можно поставить на вид, и каждый человек эти вещи за собой знает и понимает. Но, например, если Вы неправы в отношении собственного ребенка, считать это причиной того, что Вам, скажем, незаслуженно не выписали премию — это немного неверно видеть логические связи. Одно дело, если, например, Вы несправедливы к своим подчиненным и потом так же несправедливы к Вам — это может дать Вам повод пересмотреть свое отношение к подчиненным. Но это не отменяет того, что в отношении Вас начальство неправо. Понимаете, да? Так что не мучайтесь и в каждой ситуации отделяйте правильность реакции (промолчать, сказать спокойно, отстоять свою позицию — но лучше тоже спокойно) от анализа Вашей жизни в целом.
Что касается молитв... Вот тут надо решать с духовником лично, конечно. Вы к молитвам вообще присмотритесь. Это не какой-то груз, который надо «вычитать», это живые прошения, которые в себе содержат все то, что человеку понадобится днем или ночью. Их писали святые люди (обратите внимание на авторство), и составлены они максимально в общем, так что Вы под каждой просьбой общего характера можете подразумевать что-то очень конкретное свое. Конечно, если по каким-то обстоятельствам не успеваете молиться этими молитвами — это бывает, читайте тогда часть. Но все-таки я бы советовал переосмыслить эти тексты, взглянуть на них по-новому.
А помнить о Боге и молиться в течение всего дня — это очень правильно.
Так что не грустите, успокойтесь, попросите Господа о помощи и сделайте небольшую переоценку того, что Вас волнует.
Храни Господь, дорогая!
Вероятно, автор вопроса не ленива а - человек настроения, не привыкшая соблюдать распорядок чего бы то ни было в своей жизни.
Порою приедается даже хлеб. Устали от молитв по молитвослову, помолитесь своими словами. И это надоело? Погладьте кошку, почитайте хорошую книгу, созовите гостей, угостите членов семьи...
Если устали, так поспите подольше. За ленью зачастую скрывается переутомление, которое не грех, а предвестник болезни, если вкалывать без отдыха.
По моему разумению слова "молитвы" и "вычитывать" это вообще противоположные вещи. Мы же умоляем Бога о чём то, а не тараторим как считалочку слова стишка.
Спасибо! Очень интересный и важный вопрос для многих и обстоятельный ответ. Но действительно часто советуют, когда обидели, искать свою вину... Разве не так? Хотелось бы узнать мнение кого-нибудь из редакции Фомы
Катя, накатал огромный текст, но прямо тут, в окошке. И он стёрся. ))) Вот и урок. Если и писать ответ редактору, то без попытки опрометью бросаться на клавиши жать. Давайте на днях спокойно напишу? Хорошо? ПотЕрпите?
p.s. И кстати: а Вы пока попробуйте перечитать ответ отца Андрея. Там ведь вовсе нет призыва впасть в отрицание собственной вины, мне кажется... 😉
Спасибо, Владимир Александрович! Конечно, будет интересно прочитать Вашу заметку на эту тему. Можно и потерпеть)))
Нет, конечно, в ответе отца Андрея нет отрицания собственной вины, но (возможно это моё неправильное восприятие) избавление от обиды видят в поиске собственной вины, так и советуют делать. Даже иногда говорят:"Тебе больно? Это от того , что ты не видишь своей вины!"(хотя больно иногда от того, что видишь себя в этой ситуации).
Это распространяется и на другие обстоятельства. Как пример, в "Братьях Карамазовых" мальчик Илюшечка считал, что заболел чахоткой от того, что когда-то дал, по наущению, собаке хлеб с булавкой.
У меня был такой примечательный случай в жизни. Ситуацию немного упрощу (в принципе, это неважно). Нечто вроде: я хватал и вертел тарелку, а жена мне делала замечание и предупреждала: "Зачем? Прекрати. Ведь дождёшься: разобьётся тарелка-то". А я почему-то на это реагировал с раздражением, "упёрся". И в итоге - бах: разбилась тарелка. То есть жена оказалась совершенно права. Но из меня вдруг буквально вырвалось: "И всё равно я не виноват. Это ты виновата!!!" На несколько секунд воцарилось ошеломлённое молчание. А потом мы оба... рассмеялись! И мгновенно примирились друг с другом. Видите, насколько же сильное может быть нежелание признать, что неправ, что твоя вина. Даже когда это очевидно! Насколько непросто признать вину! Но обратите внимание: выход был не в том, чтобы на колени бросаться или залиться слезами. Вот, в данном случае, признание своей дурости и упрямстве -- оно выразилось в смехе. И важно понимать, что вопрос-то не в том, чтобы обязательно зарыдать, себя непременно заесть и привести к самоосуждению. А тут можно ошибочно вместо покаяния свалиться в уныние, отчаяние. Начать себя ставить на место Христа, на место Церкви и самого себя отлучать и осуждать. Это, кстати, та же гордыня, только вывернутая по-хитрому, но та же гордыня. Не об этом ли святой апостол Павел, когда писал, что я и сам себя не сужу, но Судья мне Христос? Если не так, то ведь признание вины само по себе (!) не исцеляет. Иуда тоже признал вину, и что дальше?.. Сознание своей вины важно, если подталкивает осознать болезни, от которых нас и пытается исцелить Христос в Церкви. Он же нас предупрелил! Мы знаем, что грех - объективная наша реальность, увы. Но ведь и благодать Духа Святого такая же объективная реальность! Целящая, благословляющая! Мы распознали в себе хворь? - замечательно: все нужные "лекарства" вот: примирение с ближними, молитва, исповедь, Евхаристия, попытка исправляться и двигаться дальше, дальше... Всё есть; всё с нами! Появилась ещё возможность всё же истинно Богу открыть "дверку" в своё сердце. Помните, как у того же апостола Павла: уже не я живу, но живёт во мне Христос? Вот, если признание вины открывает новые силы, чтобы любить людей и Спасителя, то не отчаешься. Если же человек унывает, впадает в экзальтацию, воспринимает вину как камень, чтобы кинуться в омут головой? -- Это неверно, и именно видя, что автор письма близок к такому настроению, отец Андрей на другое делает акцент. Прежде всего, пытается человека, успокоить, утешить и призвать к трезвости (которая обязательно нужна христианину). И успокоившись, разобраться в себе и в отношениях. Увидеть, где и в чем мог быть неправ, извлечь уроки. И - главное! - продолжить принять "лекарства" и продолжить лечиться у Того, Кого в Церкви называют в том числе, и Врачом. У нас есть великая радость того, что Он постоянно рядом. Потому вина должна не ломать нас, а подталкивать к спасению. А само по себе признание вины -- что с ним сделать, если не веруешь и не ищешь Бога?..
Как будто я вопрос писала...Только как-то спокойно отношусь к такой своей "гордости" уже...