Вопрос читателя:
Добрый день. Добрый день. Сегодня поняла, что мне никогда не победить свою гордыню. Может, мне тогда и в церкви делать нечего? Я никогда не смогу сказать обидчику: «Прости, я сама виновата». Хотя умом понимаю, что, скорее всего, виновата, заслужила, ведь напрасно ничего не происходит. А вот принять душой и сердцем не могу или скорее всего, не хочу. Могу только промолчать, да и то не всегда. Не смиряюсь. А ещё я перестала вычитывать молитвы по молитвослову. Молюсь краткими молитвами в течение всего дня, думаю о Господе. Это я считаю живым общением с Богом. Священник в храме сказал, что это тоже гордыня, хотя я считала это ленью. Батюшка сказал, что и лень — гордыня. Если я не исправлюсь в этом вопросе — а я не исправлюсь! — то какая я христианка? Но от Бога я никогда не откажусь и буду молиться как умею и как душа лежит. Я в настоящий момент расстроена, ум ещё не остыл. Успокоюсь, может, по-другому буду мыслить и что-то предпринимать. А сейчас для меня мир рухнул.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Если в целом говорить, то гордыня — это корень всех бед, основа всех грехов. Именно гордыня двигала Люцифером, именно из-за нее происходят самые ошеломительные падения. Такова природа человека, что именно гордыне он очень подвержен. И невозможно с ней справиться раз и навсегда почти никому, стратегия тут другая — действовать и жить так, чтобы в каждый конкретный момент действовать не по гордыне, а по любви. И так из множества мелких выборов и сложится хороший, правильный путь. В какие-то моменты Вы ошибетесь, но пусть будет так, что в большинстве моментов Вы поступите все-таки так, как будет по-Божески и по-человечески.
Церковь — это Тело Христово. Куда вы собрались уходить? Вы христианка, Вы верите в Бога, Вы знаете, что Он есть и Вы хотите быть с Ним. Он создал Церковь как сообщество верующих людей, Вы в этом сообществе по праву своего Крещения. Зачем куда-то уходить? Никуда не надо, потому что именно в Церкви Вы и помолиться можете не только лично (это и самой можно), а вместе с другими верующими, исповедаться можете, причащаться можете, черпая в Таинствах церковных силу, благодать Божию на то, чтобы жить. Церковь именно для этого и создавалась — для совместности и для поддержки. Так уж мы созданы, что живем не поодиночке, но вместе. И это единство, очень сильно нарушенное во многих областях жизни, в церковном пространстве с разной степенью успешности и пытаемся восстановить. Это дар Божий, дорогая, и не стоит его отвергать, потому что он для того, чтобы им пользоваться.
Теперь насчет конкретики.
Ситуации конфликтов надо решать очень конкретно, понимая, что к чему. Я думаю, что в ситуации, в которой Вас именно обидели, стоит как раз четко понимать, что обидели не Вы, а Вас. Конечно, будет очень правильно об обидчике помолиться, чтобы Господь его умудрил и так далее, и чтобы Вас Господь утешил, но в общем никто и никогда не говорил о том, чтобы переворачивать ситуацию и искать свою вину там, где ее нет. Вы можете — и дай Бог Вам! — реагировать очень спокойно, но говорить, что Вы виноваты в том, в чем не виноваты — это будет ведь лгать. Да, по большому счету, у любого человека если мысли и поступки (если только он не святой), которые ему можно поставить на вид, и каждый человек эти вещи за собой знает и понимает. Но, например, если Вы неправы в отношении собственного ребенка, считать это причиной того, что Вам, скажем, незаслуженно не выписали премию — это немного неверно видеть логические связи. Одно дело, если, например, Вы несправедливы к своим подчиненным и потом так же несправедливы к Вам — это может дать Вам повод пересмотреть свое отношение к подчиненным. Но это не отменяет того, что в отношении Вас начальство неправо. Понимаете, да? Так что не мучайтесь и в каждой ситуации отделяйте правильность реакции (промолчать, сказать спокойно, отстоять свою позицию — но лучше тоже спокойно) от анализа Вашей жизни в целом.
Что касается молитв... Вот тут надо решать с духовником лично, конечно. Вы к молитвам вообще присмотритесь. Это не какой-то груз, который надо «вычитать», это живые прошения, которые в себе содержат все то, что человеку понадобится днем или ночью. Их писали святые люди (обратите внимание на авторство), и составлены они максимально в общем, так что Вы под каждой просьбой общего характера можете подразумевать что-то очень конкретное свое. Конечно, если по каким-то обстоятельствам не успеваете молиться этими молитвами — это бывает, читайте тогда часть. Но все-таки я бы советовал переосмыслить эти тексты, взглянуть на них по-новому.
А помнить о Боге и молиться в течение всего дня — это очень правильно.
Так что не грустите, успокойтесь, попросите Господа о помощи и сделайте небольшую переоценку того, что Вас волнует.
Храни Господь, дорогая!