Во многом именно христианство стояло у истоков научно-технического прогресса, и именно оно настаивает, что такой прогресс должен постоянно анализироваться с позиции этики, нравственности, об этом сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
– Можно сказать, что именно христианство стояло у истоков научно-технического прогресса, дало будущим ученым карт-бланш на «препарирование» естественного мира, который в языческом сознании был неприкосновенно сакральным, – сказал Владимир Легойда в интервью РИА Новости.
При этом представитель Церкви выразил убежденность в том, что «наука, хотя и имеет отдельный от религии предмет, но является средством познания окружающего мира, нередко приводящим многих ученых к Богу».
И все же, как считает глава Синодального отдела, научно-технический прогресс должен постоянно быть под контролем этики, такой прогресс «нельзя превращать в некую священную корову или явление, которое пользуется некой непогрешимостью».
В этой связи Владимир Легойда привел в пример лоботомию – операцию на головном мозге, при которой одна из долей головного мозга отделяется от остальных, либо полностью иссекается.
– Еще 70-100 лет назад авангардом прогресса считалась, например, лоботомия… Считалось, что такая практика позволяет лечить шизофрению, хотя на операционный стол можно было попасть и просто за своенравный характер. Делалась она, кстати, ножом для колки льда через глазницу. И хотя теперь нам это кажется дикостью, но, как прогрессивный метод лечение психических расстройств, лоботомия была признана в мировом сообществе, и за ее изобретение португальский врач Антониу Эгаш Мониш даже получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине, – рассказал представитель Русской Церкви.
Такие примеры, как считает Владимир Легойда, показывают, что научно-технический прогресс – «это не тоталитарный религиозный культ, он должен постоянно критически осмысляться, анализироваться с точки зрения этики».
– Нам стоит начинать беспокоиться, когда прогресс или его самозваные спикеры нам начинают обещать то, что обещали в прошлом веке руководители диктаторских режимов: рай на земле. Или бессмертие. Обычно после таких обещаний всех несогласных с раем отправляют в концлагерь, – резюмировал глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.