Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка! Христос Воскресе! Отчаянно прошу Вас помочь мне разобраться что происходит в мире «энергии». В последние месяцы слышу от очень многих (в том числе и от священнослужителей), что мысли обладают энергией и, соответственно, притягивают в нашу жизнь людей и ситуации с такими же энергиями, которые мы излучаем. Часто слышу, что «мысли материальны». И старец Фаддей Витовницкий говорил следить за нашими мыслями: «Каковы ваши мысли, такова и ваша жизнь».
Что все это значит? Если мысли и вправду обладают некой энергией, то тогда где инструкция по применению? Ведь мы, христиане, по Писанию и учению святых отцов, должны думать о себе смиренно, «держать ум свой во аде», то есть нужно считать себя хуже всех, считать себя недостойными милости Божией и в то же время не отчаиваться, не терять надежды на Бога. Но если мысли обладают энергией (как, повторюсь, об этом говорят священнослужители), то, по логике, мы притянем в нашу жизнь ситуации, где будем видеть подтверждение того, насколько мы недостойны милости Божьей….? Прошу, помогите разобраться. Благодарю.
Раба Божья Мария.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, дорогая Мария!

Думаю, Вас смутила терминология, которую употребляют, говоря о мыслях. В православии традиционно термин «энергии» применялся для описания Бога в рамках дискуссии о том, чем отличается Божественная сущность от Божественных энергий и через что именно человек может познать Бога. Очень подробно в нашем богословии тему Божественных энергий разрабатывал святитель Григорий Палама, память которого совершается во второе воскресенье Великого поста. Если Вы не занимались специально этой темой, сейчас мы ее оставим, потому что к тематике Вашего вопроса она отношения не имеет, а разговор получится неоправданно долгим. Если Вы изучали богословие, то понимаете хотя бы примерно, о чем речь, и также понимаете, что к Вашему вопросу этот дискурс энергий отношения не имеет.

В чем же дело? Как Вы правильно отметили, в святоотеческой литературе мыслям уделяется очень большое значение. Дело в том, что все, что происходит в нашей жизни, по крайней мере, в той ее части, где человек совершает свой выбор, начинается именно с мыслей. В духовной жизни святые учат нас внимательно различать помыслы и даже самые первые намеки на помыслы — прилоги, неясные еще, смутные намеки идей, которые возникают в нашей голове. Прилоги подкидывают человеку бесы и, если человек мыслью ухватится за такой прилог, он разовьется в помысел, а там недалеко и до греховного действия, с которым человек мысленно уже согласился в своей голове. Бывает, что прилог и помысел ведет не столько к активным греховным действиям, сколько к пассивности: человеку кажется, что у него не получится ничего, и вот он ложится и оставляет все свои дела, погружается в уныние. Именно поэтому так важно быть внимательным к своему внутреннему состоянию и держать свой ум в состоянии постоянной борьбы, чтобы отбрасывать мысли, которые не являются ни Вашими собственными, ни посланными от Бога, а такими, которые в наш ум подкидывает лукавый.

Различать помыслы непросто, для этого нужно много молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн регулярно и насчет мыслей задавать себе вопрос: «А точно ли это мои мысли или чужие? А к чему они приведут?» Если Вы понимаете, что мысли приведут к таким действиям, от которых будет добро Вам и другим людям, все в порядке, а если понятно, что мысли приведут к пустым ссорам, к тому, что Вы не станете молиться, посещать храм, усомнитесь в Боге — стало быть, это мысли от лукавого и нужно гнать их от себя и ни в коем случае на них не ориентироваться. Помолитесь Богу, даже сквозь состояние отчаяния и расслабленности, и увидите, как изменится Ваше состояние. «Держать ум во аде» — это в том числе и про эту постоянную борьбу с помыслами, когда человек не расслаблен, но пребывает в хорошем тонусе, оберегая, можно сказать, свои границы и не давая помыслам — врагам проникнуть внутрь и завладеть им, направив его не в том направлении.

Насчет энергий я бы не стал говорить, потому что нужно специально оговаривать значение этого термина в данном контексте, но, думаю, действительно мы охотнее общаемся с теми, чье внутреннее состояние нам созвучно, чьи ценности и цели нам близки. Состояние человека очень важно, потому что мы ведь по-разному чувствуем себя рядом с тем, кто бодр и весел и тем, кто грустит, рядом с человеком, который увлечен своим делом и прочно стоит на ногах, и вблизи того, кому все не в радость и кто постоянно сомневается в каждом своем слове и каждом шаге.

Встает вопрос, что же делать? Нужно жить так, чтобы быть собой и не давать никаким лукавым помыслам сбить Вас с правильной дороги. Всегда помнить, что Господь с Вами и слышит Вас и самое верное средство прожить правильно — это непрестанно молиться Богу и обращаться именно к Нему в сложных, неоднозначных, странных ситуациях и ни в коем случае не поддаваться мыслям, которые будут Вас отводить от Бога, Церкви и дороги добра, мира и любви. Молитва, церковная жизнь, внимание к себе — вот средства, которые нужно применять регулярно, которое должны быть неотъемлемой частью Вашей жизни. Осознание же своего недостоинства должно вести просто к верному пониманию того, что все, и мы в том числе, живем в полноте только тогда, когда связаны с Богом и пребываем в общении с Ним. Отдаление от Бога равноценно смерти, потому что источник жизни — только в Боге. И если мы будем стремиться к Творцу, молиться Ему, идти к Нему, то и Он всегда будет с Нами и будет вести нас за руку по непростому жизненному пути. Если же вместо правильного понимания своих возможностей Вы впадаете в состояние уныния, которое заставляет Вас отгородиться от всего мира и от Бога в том числе, нужно срочно исповедаться в этом и выбросить эти мысли, потому что суть не в том, чтобы отгораживаться, а в том, чтобы выйти навстречу. А вот стремление закрыться — это как раз лукавый помысел, который нужно гнать.

Дай Бог мудрости во всем правильно разбираться!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
2
Сохранить
Поделиться: