Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! Христос Воскресе! Отчаянно прошу Вас помочь мне разобраться что происходит в мире «энергии». В последние месяцы слышу от очень многих (в том числе и от священнослужителей), что мысли обладают энергией и, соответственно, притягивают в нашу жизнь людей и ситуации с такими же энергиями, которые мы излучаем. Часто слышу, что «мысли материальны». И старец Фаддей Витовницкий говорил следить за нашими мыслями: «Каковы ваши мысли, такова и ваша жизнь».
Что все это значит? Если мысли и вправду обладают некой энергией, то тогда где инструкция по применению? Ведь мы, христиане, по Писанию и учению святых отцов, должны думать о себе смиренно, «держать ум свой во аде», то есть нужно считать себя хуже всех, считать себя недостойными милости Божией и в то же время не отчаиваться, не терять надежды на Бога. Но если мысли обладают энергией (как, повторюсь, об этом говорят священнослужители), то, по логике, мы притянем в нашу жизнь ситуации, где будем видеть подтверждение того, насколько мы недостойны милости Божьей….? Прошу, помогите разобраться. Благодарю.
Раба Божья Мария.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте, дорогая Мария!
Думаю, Вас смутила терминология, которую употребляют, говоря о мыслях. В православии традиционно термин «энергии» применялся для описания Бога в рамках дискуссии о том, чем отличается Божественная сущность от Божественных энергий и через что именно человек может познать Бога. Очень подробно в нашем богословии тему Божественных энергий разрабатывал святитель Григорий Палама, память которого совершается во второе воскресенье Великого поста. Если Вы не занимались специально этой темой, сейчас мы ее оставим, потому что к тематике Вашего вопроса она отношения не имеет, а разговор получится неоправданно долгим. Если Вы изучали богословие, то понимаете хотя бы примерно, о чем речь, и также понимаете, что к Вашему вопросу этот дискурс энергий отношения не имеет.
В чем же дело? Как Вы правильно отметили, в святоотеческой литературе мыслям уделяется очень большое значение. Дело в том, что все, что происходит в нашей жизни, по крайней мере, в той ее части, где человек совершает свой выбор, начинается именно с мыслей. В духовной жизни святые учат нас внимательно различать помыслы и даже самые первые намеки на помыслы — прилоги, неясные еще, смутные намеки идей, которые возникают в нашей голове. Прилоги подкидывают человеку бесы и, если человек мыслью ухватится за такой прилог, он разовьется в помысел, а там недалеко и до греховного действия, с которым человек мысленно уже согласился в своей голове. Бывает, что прилог и помысел ведет не столько к активным греховным действиям, сколько к пассивности: человеку кажется, что у него не получится ничего, и вот он ложится и оставляет все свои дела, погружается в уныние. Именно поэтому так важно быть внимательным к своему внутреннему состоянию и держать свой ум в состоянии постоянной борьбы, чтобы отбрасывать мысли, которые не являются ни Вашими собственными, ни посланными от Бога, а такими, которые в наш ум подкидывает лукавый.
Различать помыслы непросто, для этого нужно много молиться, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн регулярно и насчет мыслей задавать себе вопрос: «А точно ли это мои мысли или чужие? А к чему они приведут?» Если Вы понимаете, что мысли приведут к таким действиям, от которых будет добро Вам и другим людям, все в порядке, а если понятно, что мысли приведут к пустым ссорам, к тому, что Вы не станете молиться, посещать храм, усомнитесь в Боге — стало быть, это мысли от лукавого и нужно гнать их от себя и ни в коем случае на них не ориентироваться. Помолитесь Богу, даже сквозь состояние отчаяния и расслабленности, и увидите, как изменится Ваше состояние. «Держать ум во аде» — это в том числе и про эту постоянную борьбу с помыслами, когда человек не расслаблен, но пребывает в хорошем тонусе, оберегая, можно сказать, свои границы и не давая помыслам — врагам проникнуть внутрь и завладеть им, направив его не в том направлении.
Насчет энергий я бы не стал говорить, потому что нужно специально оговаривать значение этого термина в данном контексте, но, думаю, действительно мы охотнее общаемся с теми, чье внутреннее состояние нам созвучно, чьи ценности и цели нам близки. Состояние человека очень важно, потому что мы ведь по-разному чувствуем себя рядом с тем, кто бодр и весел и тем, кто грустит, рядом с человеком, который увлечен своим делом и прочно стоит на ногах, и вблизи того, кому все не в радость и кто постоянно сомневается в каждом своем слове и каждом шаге.
Встает вопрос, что же делать? Нужно жить так, чтобы быть собой и не давать никаким лукавым помыслам сбить Вас с правильной дороги. Всегда помнить, что Господь с Вами и слышит Вас и самое верное средство прожить правильно — это непрестанно молиться Богу и обращаться именно к Нему в сложных, неоднозначных, странных ситуациях и ни в коем случае не поддаваться мыслям, которые будут Вас отводить от Бога, Церкви и дороги добра, мира и любви. Молитва, церковная жизнь, внимание к себе — вот средства, которые нужно применять регулярно, которое должны быть неотъемлемой частью Вашей жизни. Осознание же своего недостоинства должно вести просто к верному пониманию того, что все, и мы в том числе, живем в полноте только тогда, когда связаны с Богом и пребываем в общении с Ним. Отдаление от Бога равноценно смерти, потому что источник жизни — только в Боге. И если мы будем стремиться к Творцу, молиться Ему, идти к Нему, то и Он всегда будет с Нами и будет вести нас за руку по непростому жизненному пути. Если же вместо правильного понимания своих возможностей Вы впадаете в состояние уныния, которое заставляет Вас отгородиться от всего мира и от Бога в том числе, нужно срочно исповедаться в этом и выбросить эти мысли, потому что суть не в том, чтобы отгораживаться, а в том, чтобы выйти навстречу. А вот стремление закрыться — это как раз лукавый помысел, который нужно гнать.
Дай Бог мудрости во всем правильно разбираться!