Святочный рассказ с точки зрения литературоведения относится к так называемой «календарной литературе», то есть из самого названия жанра следует, что это чтение наиболее уместно именно в Святки. И действительно, трудно найти время, когда бы весь мир — от мала до велика — столь единодушно замирал в готовности к чуду.

Святочный рассказ: возрождение жанра

Святочный рассказ этим ожиданиям соответствует сполна: ведь в нем добро всегда побеждает зло, а чудо — прямо-таки обязательная составляющая. Будь это явное вмешательство высших сил или якобы случайное стечение обстоятельств, все беды героев обязательно разрешатся, и нас ждет светлый финал.

Жанр святочного рассказа был невероятно популярен в XIX веке. Его основоположником принято считать Чарльза Диккенса, но тему быстро подхватили по всему миру, в том числе, конечно, и в России. У нас, правда, в отличие от жизнеутверждающей прозы родоначальника жанра, случались и трагические финалы, достаточно вспомнить рассказ Достоевского «Мальчик у Христа на елке», когда новогодний праздник оказывается лишь предсмертными фантазиями замерзающего ребенка. Но вот Лесков считал, что концовка обязательно должна быть веселой. В любом случае святочный рассказ напоминает нам о ценности домашнего очага, уюта, тихих семейных радостей. И, конечно же, о необходимости творить добро, заботиться о других, проявлять милосердие.

После Октябрьской революции популярность жанра, по крайней мере в России, потихоньку сошла на нет. Что неудивительно: раз запретили празднование Рождества, то какие уж тут святочные рассказы… Хотя, если присмотреться, эхо святочного рассказа можно обнаружить, например, в повести Гайдара «Чук и Гек», а также… в воспоминаниях Бонч-Бруевича «Елка в Сокольниках», где добрый Ленин одаривает детишек конфетами и игрушками, водит с ними хороводы вокруг елки — вполне себе в стиле деда Мороза.

Нарисовать Рождество

С возвращением в нашу жизнь празднования Рождества можно было бы ожидать и быстрого возрождения жанра святочного рассказа. Но всё не так просто. Обратим внимание, что речь идет именно о рассказе, а не о сказке. То есть само названия жанра утверждает, что случившиеся события — реальны, а сверхъестественное вполне логично в эту реальность вплетается. И вот как раз эту «естественность сверхъестественного» убедительно донести до читателя очень непросто. Тем более что прошедший век способствовал скорее развитию цинизма, чем веры в чудеса.

Нарисовать Рождество

Тем замечательнее, что сейчас перед нами целый сборник святочных рассказов, написанных исключительно современными авторами. В этой книге собраны вместе новогодние и рождественские истории, выходившие за последние три года в детской книжной серии «Настя и Никита». Герои этих рассказов переживают неожиданные приключения,  преодолевают опасности, совершают смелые поступки. Но главное — они обнаруживают в своей душе доброту, самоотверженность и готовность помочь другим.

Нарисовать Рождество

Особенную работу пришлось проделать художникам, от которых требовалось не просто отразить сюжет, но и передать тепло, нежность, доброту и одновременно драматичность событий, которые происходят в каждом рассказе. И сделать это так, чтобы мы безоглядно поверили, что котенок найдет хозяйку, мальчик спасет маму из плена злого колдуна, прикроватный коврик обретет верного друга, а подброшенный в небо волшебный мандарин обернется летящей по воздуху каравеллой. И что Рождество Христово обязательно наступит, и ничто не сможет этому помешать.

Зимняя сказка
Обложка сборника святочных рассказов «Зимняя сказка» М.: ИД «Фома», 2012. («Настя и Никита»)

Подробности здесь.

Ниже некоторые иллюстрации из книги даны крупнее.

Святочный рассказ: возрождение жанра

«Сказочница Саша». Иллюстрации Дарьи Герасимовой.

В святочных рассказах волшебные приключения случаются в самых обычных обстоятельствах. Девочка Саша по дороге в школу встретила настоящую волшебницу и получила в подарок волшебные мандарины, в каждом из которых — сказка. 

Святочный рассказ: возрождение жанра

«Ангел». Иллюстрации Наталии Кондратовой

Катя разбила ангела — игрушку, которая висела на елке рядом с фигурками трех волхвов. Кто же теперь явится пастухам и позовет их в Вифлеем? В этом рассказе Кате придется самой исправить свою ошибку и понять разницу между настоящими чудесами и обычными фокусами. 

Святочный рассказ: возрождение жанра
Святочный рассказ: возрождение жанра

«Снежный поросенок». Иллюстрации Антонины Ивановой.

Святочные рассказы — жизнеутверждающее чтение. Доброта и готовность к самопожертвованию творят невозможное. Мальчик Саша не может ходить, но вот однажды у него появляется настоящий друг — снежный поросенок по имени Чок, который отправился в трудное путешествие, чтобы исцелить Сашу.

Святочный рассказ: возрождение жанра

«Варежка». Иллюстрация Наталии Кондратовой

Трогательные герои, добрые взаимоотношения, любовь и взаимопомощь — все это не оставит читателей равнодушными. Все препятствия будут преодолены, и в мире воцарится гармония и счастье. Такие сюжеты особенно прекрасны в дни празднования Рождества.

Святочный рассказ: возрождение жанра
Святочный рассказ: возрождение жанра

«Картина в папиной мастерской». Иллюстрации Дианы Лапшиной

Сюжет святочных рассказов обычно по-настоящему драматичен и держит в нешуточном напряжении читателей всех возрастов. Мама Ромки попала в плен к злому колдуну и мальчику приходится преодолеть страшные опасности, прежде чем ему удастся спасти ее. 

Ангел. Святки
 Эти истории полны сверхъестественных событий, граница между реальным и мистическим так зыбка, что легко стирается, увлекая нас сказочным вихрем невероятных приключений. К успеху героев приводят любовь, готовность преодолевать препятствия и помощь свыше. Все как в жизни.
0
0
Сохранить
Поделиться: