Специалисты Института археологии РАН нашли на месте раскопок на территории древней Гончарной слободы Москвы (Швивоя горка, или Таганский холм) артефакты, подтверждающие, что ранее там существовала церковь святых Космы и Дамиана.

Найдены артефакты, подтверждающие наличие храма в Гончарной слободе Москвы
Литой складень с образом свт. Николая Чудотворца. Фото: пресс-служба ИА РАН

Археологи исследователи территорию Гончарной слободы в 2021 году, обнаружив более 500 артефактов, характеризующих быт москвичей XVI-XIX столетий, сообщает пресс-служба ИА РАН.

– Гончарная слобода для археологии Москвы – одно из ключевых мест. В исторических источниках она упоминается только с 1547 года. Но первые дома в устье Яузы появились намного раньше, в XII веке, а как производственный район слобода начала свое существование в XV веке, после заселения Зарядья и ближних к Кремлю посадов, – рассказал заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев.

Археолог подчеркнул, что найденные артефакты «существенно дополняет наши представления о жизни посадской периферии города в XVII–XIX веках».

Раскопки в Гончарной слободе велись и раньше – в первой половине ХХ века, однако работы текущего года, например, раскрыли жилые и бытовые постройки, которые предположительно относятся к владениям церкви Космы и Дамиана, что в Таганской слободе (1659-1662 годов) с кладбищем XVII – конца XVIII века.

Так, к примеру, о присутствии церкви в Гончарной слободе напоминают такие находки, как детали древнерусских книжных переплетов, сосуды для елея и медный складень XVIII века с образом святителя Николая Чудотворца.

В ИА РАН отметили, что литые иконы появились на Руси в ранний период, под непосредственным влиянием Византии. Их распространение отчасти связано со старообрядческим движением во второй половине XVII века, когда противники реформ патриарха Никона, перемещаясь и зачастую скрываясь, были заинтересованы в прочных и компактных иконах, удобных для перевозки и долгого хранения.

Однако еще задолго до раскола в русской церковной традиции существовало понятие «путевая икона», которую можно было брать с собой в дорогу, на богомолье, в военный поход. Это связано с тем, что центральный образ – святой Николай Мирликийский – традиционно воспринимается именно как покровитель путешествующих.

Читайте также:

Как я не стал археологом

Важнейшие находки библейских археологов

0
0
Сохранить
Поделиться: