Найдены артефакты, подтверждающие наличие храма в Гончарной слободе Москвы – Православный журнал «Фома»

Найдены артефакты, подтверждающие наличие храма в Гончарной слободе Москвы

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Специалисты Института археологии РАН нашли на месте раскопок на территории древней Гончарной слободы Москвы (Швивоя горка, или Таганский холм) артефакты, подтверждающие, что ранее там существовала церковь святых Космы и Дамиана.

Найдены артефакты, подтверждающие наличие храма в Гончарной слободе Москвы
Литой складень с образом свт. Николая Чудотворца. Фото: пресс-служба ИА РАН

Археологи исследователи территорию Гончарной слободы в 2021 году, обнаружив более 500 артефактов, характеризующих быт москвичей XVI-XIX столетий, сообщает пресс-служба ИА РАН.

– Гончарная слобода для археологии Москвы – одно из ключевых мест. В исторических источниках она упоминается только с 1547 года. Но первые дома в устье Яузы появились намного раньше, в XII веке, а как производственный район слобода начала свое существование в XV веке, после заселения Зарядья и ближних к Кремлю посадов, – рассказал заведующий Отделом археологии Московской Руси ИА РАН Леонид Беляев.

Археолог подчеркнул, что найденные артефакты «существенно дополняет наши представления о жизни посадской периферии города в XVII–XIX веках».

Раскопки в Гончарной слободе велись и раньше – в первой половине ХХ века, однако работы текущего года, например, раскрыли жилые и бытовые постройки, которые предположительно относятся к владениям церкви Космы и Дамиана, что в Таганской слободе (1659-1662 годов) с кладбищем XVII – конца XVIII века.

Так, к примеру, о присутствии церкви в Гончарной слободе напоминают такие находки, как детали древнерусских книжных переплетов, сосуды для елея и медный складень XVIII века с образом святителя Николая Чудотворца.

В ИА РАН отметили, что литые иконы появились на Руси в ранний период, под непосредственным влиянием Византии. Их распространение отчасти связано со старообрядческим движением во второй половине XVII века, когда противники реформ патриарха Никона, перемещаясь и зачастую скрываясь, были заинтересованы в прочных и компактных иконах, удобных для перевозки и долгого хранения.

Однако еще задолго до раскола в русской церковной традиции существовало понятие «путевая икона», которую можно было брать с собой в дорогу, на богомолье, в военный поход. Это связано с тем, что центральный образ – святой Николай Мирликийский – традиционно воспринимается именно как покровитель путешествующих.

Читайте также:

Как я не стал археологом

Важнейшие находки библейских археологов

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 голосов, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
10 сентября 2021
Автор: Редакция
Поделиться:

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь