Вопрос читателя:
Нахамили, нагрубили в магазине. Отвечать или нет, или промолчать, или сказать спасибо?
Сергей
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Сергей, Вы же понимаете, что никакого готового и однозначного церковного ответа на Ваш вопрос нет. Святые отцы писали в целом об отношениях между людьми, но какую из рассмотренных ими ситуаций мы бы могли уподобить хамству в магазине, я не знаю. Вопрос, почему нагрубили, кто нагрубил — продавец или другой покупатель, при каких обстоятельствах (просто так или в ответ на какое-то Ваше неправильное и задевающее других людей поведение). В вакууме вопрос о хамстве в магазине рассмотрен быть не очень может.
Если в целом, представьте, что сейчас рядом с Вами и с человеком, с которым случился конфликт, стоит Сам Господь Бог. Он и правда присутствует везде и с каждым, стало быть, Вам просто нужно об этом вспомнить. И повести себя нужно в соответствии с этим контекстом присутствия Бога, в соответствии с тем, что сейчас, в данный момент, Господь на Вас смотрит.
Поскольку все христиане — «царственное священство» и все мы дети Божии, ведите себя так, как подобает вести царскому сыну перед лицом царя.
Мне представляется, что правильная тактика в описанной ситуации — это спокойно, но твердо дать понять человеку, что он неправ, не опускаясь при этом самому до грубости и хамства. Мирно, четко, с достоинством сказать, что человек неправ, такое поведение недопустимо — и дальше перейти к сути вопроса (например, к оплате товара).
Бог в помощь!