Вопрос читателя:
Здравствуйте. Откуда пошло это новое веяние — крутиться за дьяконом, когда он кадит храм? Мы в храм ходим молиться или работать стрелкой компаса? Почему священники в храмах и церквах не разъясняют этот момент прихожанам?
Вячеслав
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Уважаемый Вячеслав, каждение — это древняя традиция христианской церкви.
Когда дьякон или священник кадит молящихся они отвечают ему поклоном, показывая своё смирение перед благодатью Святого Духа, которая преподаётся им через каждение. Лучше всего о смысле каждения написал святитель Симеон Солунский: «Священник между тем кадит престол, храм и всех молящихся, воздавая честь священным вещам, как предметам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная со святого святых — престола, он кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его и через молитву принося и вознося его ко Христу, да принято будет кадило горе [т.е на небесах — прим. авт.] и да ниспослана будет нам благодать Всесвятого Духа. Таким образом, через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» (Премудрость нашего спасения / святитель Симеон Солунский — М.: Благовест, 2010. — 640 с. [Вопрос 273. О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам]).
Крутиться за дьяконом действительно не нужно, достаточно слегка поклониться. К сожалению, чрезмерное усердие заставляет людей совершать необдуманные действия. В большинстве случаев правила поведения в храме передаются устно от «старших» прихожан «младшим», так что привычки и предрассудки передаются из поколения в поколение. Многие священники много и часто говорят людям о том, как нужно вести себя в храме и особенно на богослужении, но далеко не все к ним прислушиваются.
В таинствах церкви благодать Святого Духа преподаётся нам через какое-нибудь вещество. Например, окроплением через освящённую воду, или помызыванием через освященное масло. Это делается потому, что Церковь таким образом учит нас о единстве человека. Язычники считали тело — темницей души и всячески им пренебрегали. Подобные мысли были и у первых христиан, так что апостолу Павлу пришлось объяснять христианский взгляд на единство человека: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес. 5:23).
Перед тем как совершить каждение диакон всегда обращается к священнику, с просьбой благословить кадило, поэтому каждение — это не просто ароматизация помещения, а освящение, так же как кропление святой водой совершается не для увлажнения воздуха.
Вот молитва священника перед каждением: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Вот перевод этой молитвы на русский: «Фимиам приносим Тебе, Христе Боже наш, в аромат духовного благоухания, приняв который в Свой пренебесный жертвенник, вместо [него] ниспошли нам благодать Твоего Святого Духа»
Мир вам и радость от Господа!