Зачем в современном мире нужно богословское образование? Например, для того, чтобы принимать более эффективные управленческие решения. Или звучать более убедительно, выступая перед коллегами и бизнес-партнерами. Казалось бы, при чем тут богословие? Об этом рассказывает выпускник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), начальник управления информационных технологий «Сургутнефтегаза» Ринат Гимранов.
Сейчас эпоха цифровизации, кругом много говорят о цифровой экономике, о технологиях, делающих работу более эффективной. Знания в области православной теологии и, в частности, антропологииАнтропология — от греч. antropos, «человек»: учение о человеке, один из разделов богословия. — Прим. ред. помогают взглянуть на все это под особым углом.
Сегодняшняя цивилизация антропоцентрична, то есть исходит из представления о том, что человек — это центр Вселенной, царь природы, что все его желания и взгляды на мир должны быть безусловным ориентиром в любой деятельности. Это представление отражается на том, как мы планируем свою жизнь и работу, какие технологии развиваем, как организуем деятельность предприятий…
Но картина будет совсем иной, если исходить из того, что человек создан по образу Божию и призван к уподоблению своему Создателю. Из библейского Откровения мы знаем, что в определенный момент истории человеческая природа была повреждена, что в результате грехопадения она стала тленной, смертной и что это повреждение наследуется всеми людьми из поколения в поколение. А значит, человек совсем не идеален. Человек — это существо с нарушенной гармонией, и это проявляется во всем, говорим ли мы о взаимодействии его духа, души и тела или, к примеру, о взаимосвязи его разума, сердца и воли. Все составляющие человеческой природы действуют рассогласованно, они не в полной гармонии друг с другом. Если нарисовать модель человека и в качестве одной из заданных характеристик внести в нее такой фактор, как поврежденность, то мы увидим человека в совсем ином свете, не так, как видит его современная экономическая наука. И тогда мы сможем планировать действия, разрабатывать бизнес-системы, принимать решения более точные, адекватные реальности.
Компьютерные технологии алгоритмичны, то есть предполагают определенную последовательность действий. Они и человека рассматривают как один из элементов некоей идеальной системы, причем элемент прогнозируемый и четко действующий. Но человека невозможно встроить в строгую модель, потому что он не идеален, он не может действовать безупречно четко. В менеджменте есть такое понятие — «издержки оппортунистического поведения», оно описывает разные внеплановые ситуации, связанные с «человеческим фактором»: например, когда рабочий что-то случайно или преднамеренно ломает на производстве или не выходит на смену. В экономике есть понятие «ограниченной рациональности»: имеется в виду, что в реальной жизни люди не всегда выбирают самые рациональные решения, не всегда даже их ищут. То есть экономическая наука пытается учесть «человеческий фактор», но учитывает его далеко не в полной мере, и православная антропология могла бы тут сильно помочь.
Мне знакомство с ней очень помогает. Я понимаю, что не нужно ожидать от человека идеального поведения, которое привело бы к идеальным результатам. Мы часто предполагаем, что если задать человеку правильную мотивацию, учитывающую все его потребности по классической «пирамиде Маслоу«Пирамида Маслоу» — иерархия человеческих потребностей от «низших» к «высшим», построенная в 1950–1960-х гг. американским психологом Абрахамом Маслоу. — Прим. ред.», то он будет вести себя предсказуемо. Но на самом деле это совершенно не гарантировано.
Важно избегать и другой крайности, когда руководитель уверен, что все его подчиненные — люди настолько несовершенные, что от них можно ожидать только халатности и лени, и поэтому надо их «гонять». Наиболее продуктивно, на мой взгляд, опираться на уверенность, что каждый человек стремится к лучшему, зачастую даже не осознавая этого. Важно поддерживать это стремление в человеке, выражать ясные ожидания. И при этом понимать, что реализовать это стремление у каждого получается в разной степени.
Словом, без богословского образования я лишился бы очень многого как руководитель.
Кроме того, мне часто приходится выступать перед аудиторией, и, как человек, всерьез интересующийся Библией, не могу не использовать в этих выступлениях отдельные примеры из Священного Писания или известные мне мнения святых отцов. Когда используешь их — конечно, к месту и в меру, — это всегда звучит очень убедительно. Словно камнем что-то припечатываешь. Например, когда говоришь о том, как важно все делать вовремя, уместно вспомнить Екклесиаста: Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их (Еккл 9:11). Умение использовать подобные изречения к месту и в правильном контексте является, как мне кажется, одним из важных личностных навыков (так называемых softskills) хорошего менеджера. Кроме того, это и миссия, потому что люди слышат слово Божие.
Библейские примеры я привожу и в своем курсе по менеджменту (принятию управленческих решений), который преподаю в магистратуре Института дистанционного образования ПСТГУ. Скажем, хороший управленческий «кейс» — история Иосифа, который, сделавшись доверенным лицом египетского фараона, создал эффективную систему сбора и распределения зерна (Быт 41). А случай Моисея, назначившего старейшин для разбора житейских дел и споров (Исх 18:13–26), — хороший пример делегирования полномочий.
Подготовил диакон Игорь Цуканов