Правда ли, что Церковь объявила Марию Магдалину гулящей женщиной, чтобы скомпрометировать ее и скрыть ту важную роль, которую она играла в жизни апостольской общины?
Нет, это неправда. Церковь во всей своей полноте никогда не «объявляла» святую Марию Магдалину блудницей и уж тем более никогда не стремилась «скрыть роль» этой святой женщины в жизни общины первых христиан. Но дело даже не в этом. Дело в том, что такого рода построения связаны с глубочайшим непониманием Евангелия и жизни Церкви.
Возможно, это кому-то покажется удивительным, но Новый Завет (и это одна из его поражающих черт!) полон «компромата». Например, святой апостол Павел совершенно не скрывает, что жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее (Гал 1:13), Апостолы проявляют неверие, когда жены-мироносицы возвещают им о Воскресении (см. Лк 24:11), об апостоле Петре говорится, что он три раза отрекся от Спасителя, причем подробности этой истории известны нам, очевидно, со слов самого Петра.
Более того, священнописатели считают важным, чтобы в Писании сохранились эти упоминания о человеческой немощи великих святых. Церковь не стремится их замалчивать. Смысл такого отказа от всякой лакировки вполне ясен из слов апостола Павла: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1 Тим 1:15, 16).
Таким образом, попытки — вполне возможно, что ошибочные — средневековых толкователей отождествить святую равноапостольную Марию Магдалину с женой-грешницей, упоминаемой евангелистом Лукой (см. Лк 7:38-50; в Евангелии от Иоанна она отождествляется с Марией, сестрой воскрешенного Лазаря, см. Ин 11: 2), обусловлены отнюдь не желанием ее скомпрометировать или принизить в ее лице женщин вообще. Напротив, таким толкованием Церковь говорит о том, что даже женщина, затоптанная на самое социальное дно, может быть принята и поднята Богом и наделена великим достоинством. Эта женщина, как пишет Евангелист, омыла ноги Иисуса слезами и помазала их миром, к возмущению чопорного фарисея, который был уверен, что Иисус не позволил бы ей прикоснуться к Себе, если бы знал, кто она такая. Однако Господь порицает фарисея и свидетельствует женщине, что ее вера спасла ее.
Этот эпизод ясно показывает: Христос может простить, призвать и дать нам новую жизнь, как Он сделал это с другими людьми: предателями, гонителями, блудницами. Указание на прежние грехи какого-либо святого является не «компроматом», а знаком надежды: и для тебя еще ничего не потеряно, дверь открыта, тебя зовут. Бог может воздвигнуть великого святого и из самого запутавшегося грешника.
На заставке: Карло Дольчи. Мария Магдалина (фрагмент)