Вопрос читателя:

Святые отцы первого и второго вселенского совета изложили Символ веры. Первый собор был созван для утверждения истинного учения о Сыне Божьем, против учения Ария.
Если само понятие Троицы можно вывести из Святого Писания, то на основании каких источников святые отцы первого и второго собора пришли к утверждению, изложенному во втором символе Веры, в том числе о рождении Сына Божьего прежде всех век? Катехизис Филарета Московского отвечает на вопрос, зачем: «дабы никто не подумал, что было время когда его не было». Но нигде не указано, на основании чего пришли к такому умозаключению святые отцы. Также вопрос, откуда мы знаем что Он рожден, а не сотворен? Есть ли источники, подтверждающие данные утверждения, или это Божье откровенье, снизошедшее на святых отцов Первого и Второго соборов и поэтому истинно?

Игорь

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Игорь!

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, должен заметить, что всякое уточнение формулировок православного вероисповедания происходило не от развлечения ума или скучающей пытливости, а в борьбе с еретическими учениями, которыми диавол стремился разрушить Церковь Христову.

Первоисточником учения о предвечном рождении Сына Божия мы можем назвать Евангелие от Иоанна, которое святой апостол написал для противодействию лжеучения Филона Александрийского, который кощунственно называл Христа тварным духом и посредником между Богом и людьми.

Святой апостол Иоанн Богослов называет Господа Иисуса Христа не «Сыном», а «Словом», «дабы мы, услышав о Сыне», — поясняет блаженный Феофилакт Болгарский, — «не помыслили о страстном и плотском рождении. Для того назвал Его «Словом», чтобы ты знал, что как слово рождается от ума бесстрастно, так и Он рождается от Отца бесстрастно». Поясняющий термин «предвечное рождение» появился как антитеза еретическому учению о сотворении и тварности Сына Божия. В сети доступны труды, подробно разъясняющие учение святого апостола Иоанна Богослова о предвечном рождении Спасителя.

Задачей же соборов также было не схоластическое измышление новых формулировок давно известных истин. Несколько недель длились ожесточенные дискуссии православных, ариан и полуариан. Греческий церковный историк V века Сократ отмечает: «определение относительно веры производилось не просто и как случилось, но объявлено после долгого исследования и испытания – и не так, что одно показано, а другое умолчано, но взято во внимание все, относящееся к утверждению догмата, и что вера не просто определена, но наперед тщательно рассмотрена, так что устранено всякое мнение, представлявшее повод к обоюдности либо к раздвоению мыслей. Дух Божий установил согласие епископов».

Здесь прошу обратить внимание на последнюю фразу. Именно соборный разум Церкви, выражаемый отцами Вселенских Соборов, и является носителем Истины, передаваемой Духом Святым. Не случайно Деяния соборов начинаются формулой: «Изволися Духу Святому и нам».

Таким образом, отцы соборов в борьбе с ересями опирались на духоносный соборный разум Церкви, чтобы не создать новое учение, а точнее и понятнее выразить то, что было ранее известно, но подверглось нападению еретических лжеучителей. И, следовательно, нуждается в пояснении, чтобы не позволить еретикам искажать веру и тем отвращать верных христиан от спасения.

См. также: Вселенские соборы: как сложились догматы?

Помоги нам, Господи, не потерять простоты веры в изучении догматических истин!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: