
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Добрый день! Скажите, пожалуйста, можно ли кушать утром перед тем как идти на службу в храм, если в этот день не будешь причащаться? Спасибо
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Есть благочестивая традиция, по которой люди не едят перед Божественной литургией. Но, в общем, строгого запрета никакого нет. Поэтому Вы можете позавтракать, а потом пойти помолиться на Божественной литургии.
Представления о том, чтобы не есть до службы, думаю, связаны с тем, что раньше люди участвовали в литургии и обязательно причащались, так что вопроса даже не возникала. Но времена менялись, и оказалось, что многие могут участвовать в богослужении только молитвенно, без Причастия.
Так что завтрак возможен.
Только просфору тогда, если возьмете, съешьте на следующий день, потому что просфору мы употребляем натощак.
Странно, что батюшка не знает, что уже в 19 веке церковный люд, в большинстве своём, причащался раз в год, Великим постом. Для чиновников, военных, учащихся это было обязательно, потому что справку несли в полицию. Те, кто не причащались, числились неблагонадежными. Крестьяне тоже причались редко, хотя и слблюдали посты, потому что в маленьких деревнях не было храмов, а в село или город выбирались редко. Бывало, поп обънзжал свою территорию раз в год, тогда и крестили новорождённых, и причащал. Обычай частых причастия у нас появился только после краха СССР, на волне церковного энтузиазма.Так что мне кажется, не из за этого сложился такой обычай. Просто наверное, на сытый желудок сложно выстоять службу, кланяться тяжело и др. проблемы.
Батюшка знает. Непонятно, с чем Вы спорите... )
Добрый день! В данном случае под "раньше" имеется ввиду IV-VI века, так что этой традиции полтора тысячелетия. Подробнее можно прочитать в комментариях к этому материалу: https://foma.ru/hristiane-ne-edjat-do-12.html
Христиане первых 3х веков причащались после трапезы, называемые- агапы. Запрет произошёл когда стали терять благоговение и уже не могли различить Тело Христово от обычной еды. Непонятно, чем утренний чай с небольшим печеньем может препятствовать соединению со Христом. По этому принципу, печенье после причастия должно нас с Ним разлучать, не так ли? Например, по рекомендации врача из-за какого-то заболевания, благословляют попить чай перед литургией, тогда как этот человек соединится со Христом, если следовать логике. Конечно Евхаристия совершается для соединения человека со Христом, то есть для причастия. Но разве человек перестает быть частью Церкви, то есть Телом Христовым, перед этим априори? А с другой стороны что может препятствовать к причастию, кроме нежелания причаститься, или ложного представления о своём достоинстве, тогда как человек может считаться Телом Христовым вообще в какой-то момент своей жизни.
Если хотите молиться и легко стоять на литургии - идите натощак. Сытое брюхо к молитве глухо.