
Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Пишет Вам заведующая сельской библиотекой. Я живу и работаю в деревне, относящей к приходу одной городской церкви. Вот уже много лет у меня в библиотеке проходят встречи читателей со священниками: беседы, молебны, даже соборования, исповеди и Причастия, так как храма у нас в деревне нет.
Часто на эти встречи приезжал настоятель того храма, к приходу которого мы относимся. Но вот на Рождество, по просьбам жителей, я пригласила другого священника, ведь людям интересно пообщаться с разными духовными лицами, составить свое мнение, получить ответы на вопросы и т. д. И вот настоятель нашего приписанного храма очень обиделся, сказал, что мы не имеем права так делать, т. е. должны общаться только с ним.
Прав ли он? И могу ли я, как заведующая библиотекой, приглашать разных священников на встречи с читателями и жителями деревни? Благодарю Вас!
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Ситуацию понял, объясню, как все устроено с церковной точки зрения.
Если в городе имеется несколько храмов, но при этом город не разделен на несколько благочиний, тогда неважно, в какой части города находится то или иное светское учреждение, можно приглашать любого городского священника (хотя, конечно же, благоразумно будет согласовать свой выбор с благочинным). Если город на благочиния разделен, то приглашение священника из другого благочиния с благочинным согласовывать нужно.
Все села и деревни приписаны к конкретным приходам и даже если в самом селе нет храма, есть конкретный настоятель, к приходу которого приписано село. Только по согласованию с этим настоятелем можно приглашать другого священника.
Если возникают спорные ситуации, когда есть настоятельная нужда пригласить другого священника (например, неумение священника общаться с конкретной аудиторией), то можно попросить благочинного прислать другого священника.
Если же пригласить священника «со стороны» без согласования с настоятелем или благочинным, то налицо нарушение канонических границ приходов, что совершенно недопустимо. Дело не в личной обиде (и если в ней, то это повод разобраться), а именно в том, как все устроено формально, если хотите, можно сказать, что юридически.
Какой выход я тут вижу? Поговорить со священником и сказать, что людям интересно и важно видеться с разными священниками. Может быть, сам Ваш священник кого-то и порекомендует из знакомых отцов. Если не получится так, обратиться к благочинному, пояснить, что в селе своего храма нет, а людей хотелось бы познакомить с разным духовенством, потому что смысл не в том, чтобы все шли к одному священнику, а к тому, чтобы каждый своей дорогой пришел ко Христу, и тут для разных людей могут быть полезны разные священники, потому что у каждого свой опыт, свой стиль, своя манера говорить и преподносить информацию.
Короче говоря, в самом желании ничего плохого нет, просто нужно это правильно организовать — через ответственного за село священника или его благочинного.
С Богом!
*И могу ли я, как заведующая библиотекой, приглашать разных священников на встречи с читателями и жителями деревни?* Вроде рабство давно отменили, а библиотека - светское учреждение, к Церкви никак не относящееся.
Батюшка обиделся - вроде обида на кого-то считается грехом? А если батюшка боится конкуренции, то это плохо.
Печально что батюшка руководствуется не любовью к людям
С великим Праздником Вас! Сердечно поздравляю! )))
Жаль, что Вы полемичны и, по-видимому, не отличаете компромисс от уступок.
Жаль, что Вам "слишком много человеческого, и не хватает того самого начальства,
которое могло бы помочь." Да начальства человеческого столько, что и помочь не может, и Богу места не оставляет... Так было и при Рождестве...
С Рождеством Христовым!
Да, если суббота важнее. И видеть всех только источниками раздора. И иметь сложности в общении с людьми...
Нет, если отличать беседы от богослужений (что в этом сложного?), личные отношения от иерархических, Церковь от церкви... И стараться быть рассудительным. И уважать свободу других людей...
А когда начинают "всякий раз надо учитывать банальный человеческий фактор" - пышным цветом расцветают человекоугодничество, самодурство и т.д. и т.п., о чём хорошо знаете.
За всеобщим порядком и жёсткой человеческой иерархией теряется личность и усложняется её Встреча с Личностью. Да и просто желание нести личную осознанную ответственность. Не так ли?
Вот, снова - здорово. Ведь, не о том речь... "...в библиотеке проходят встречи читателей со священниками: беседы, молебны, даже соборования, исповеди и Причастия, так как храма у нас в деревне нет" "Если же пригласить священника «со стороны» без согласования с настоятелем или благочинным, то налицо нарушение канонических границ приходов, что совершенно недопустимо." Неужели сложно разделить: на беседы - да, сколько угодно; а, вот, для совершения богослужений - согласовать....
Личная Встреча возможно для каждого и на всяком месте. И иерархия служений сама по себе не жёсткая и не какая-то (с оттенком опасности) всеобщая. Иерархичность существовала и в апостольской общине, причем сложилась за несколько лет до распятия и Воскресения Спасителя. И она нужна, поскольку иначе останется лишь то самое человекоугодничество и самодурство в квадрате или в кубе, и человеческий произвол, неизбежно порождаемый греховной природой, ничто не будет сдерживать. Не надо бояться иерархии как таковой (как не надо бояться, вступая в брак, получить пресловутый штамп в паспорте, против которого так часто выступают, защищая "свободную любовь"). Только нужно помнить слова, какие об иерархии сказал Христос на Тайной вечере, умывая ноги Своим ученикам. Если начальствующий забывает об этой заповеди, он действительно может, не дай Бог, согрешить. Но в случае, который тут описан, как раз слишком много человеческого, и не хватает того самого начальства, которое могло бы помочь. Не навредить, а как раз помочь. Надеюсь, автор вопроса обратится к благочинному, а тому хватит мудрости и любви, чтобы обиды были забыты, а вопрос решился.
Реальный опыт, который мне известен, показывает, что такое решение только кажется простым. На практике всё сложнее, и всякий раз надо учитывать банальный человеческий фактор. И как следствие -- необходимость некоего порядка и существование иерархии. В данном случае, явно необходимо обращение к благочинному, это ж по-моему очевидно. Разве нет?
С наступающим Праздником! Тут парадокс в чём: да, в Церкви есть свои правила, своё разделение ответственности; есть понятие в том числе и о том, за какую именно территорию ответственны клирики на конкретном приходе. Это есть, и странно было бы, если такая ответственности (а также иерархическая соподчиненность) не существовало. Тогда может возникнуть хаос. Но в реальности границы эти и степень строгости могут оказываться очень мягкими. А у светских организаций -- собственный порядок, подчинённость и т д. Речь как раз о светском учреждении, которого внутрицерковные правила не касаются напрямую: у них свои правила и своё начальство). Всё же тут вопрос возник именно в связи с конкретными, неожиданно возникшими искушениями между людьми. Если автор письма церковный человек, если он не хочет идти на (ненужный и странный) конфликт, разжигать обиды, то ему будет понятно и важно разъяснение отца Андрея. Это не означает, что светское учреждение связано церковными каноническими правилами. В большинстве случаев, спокойно приглашают пастырей, церковных апологетов и ученых, а на конкретном приходе такая практика встречает полное понимание. Тут -- увы, случилось по-другому.
Здравствуйте.
Я тоже так думал. Но в ответе глубокоуважаемого (мною) о. Андрея:
"Все села и деревни приписаны к конкретным приходам и даже если в самом селе нет храма, есть конкретный настоятель, к приходу которого приписано село. Только по согласованию с этим настоятелем можно приглашать другого священника.
Если же пригласить священника «со стороны» без согласования с настоятелем или благочинным, то налицо нарушение канонических границ приходов, что совершенно недопустимо."
С наступающим Праздником Рождества Христова!
По идее, поскольку учреждение светское, то решение, кого приглашать выступить перед учителями или учениками принимает директор школы, возможно, советуясь со своим начальством. Но надо учитывать, конечно же, и какие-то особенности церковной жизни. Сам автор вопроса тревожится из-за вполне конкретной ситуации, что на "родном", ближайшем приходе, с которым уже есть отношения, возникла обида и непонимание. Потому и возник вопрос, с кем (наряду, конечно же, с настоятелем приходского храма) можно было бы постараться посоветоваться в церковном управлении, чтобы и польза была для школы, и конфликт не разрастался. В этом случае, да: прежде всего, помочь может именно тамошний благочинный. И упирается вопрос не столько в формальные правила, сколько в живые и не всегда простые человеческие отношения. В которых порой не получается поступить по-христиански, по заповедям любви. И в некоторых случаях надежда именно на церковную иерархию. Но это не вопрос формы. Не могут быть все светские учреждения строго "приписаны" к церковным приходам: это и не всегда возможно. И потом, у нас по Конституции государство -- светское, хотя и признающее особую роль Церкви.