Вопрос читателя:
Здравствуйте, скажите, пожалуйста можно ли православным молится католическим святым? Что делать, если молишься им и испытываешь радость на сердце? Мне очень нравится католическая святая Филомена.
Мария
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Божие на Вас благословение!
Дорогая Мария, конечно же, никто не может запретить лично Вам обращаться к тому или иному человеку. Приходя на могилу к родственникам, многие обращаются к ним как живым, и это не является чем-то ненормальным, в Боге мы все живы и по благодати Божием нас могут слышать и те, кто уже предстал пред Богом.
Как председатель епархиальной комиссии по канонизации, я знаю немало примеров того, как по молитвам к праведникам, еще не прославленным Церковью, происходили чудеса.
Но есть и другой момент в данной ситуации. Если мы начинаем самостоятельно почитать того или иного человека как святого, игнорируя отношение Церкви к этому человеку, то мы можем серьезно заблудиться в своём духовном пути, ведь почитание кого-то как святого — это не только молитва к нему, это и принятие его жизненного пути как позитивного примера христианской жизни. И вот тут христианин может ошибиться, последовав примеру, который может повредить душе.
Мы ведь знаем о случаях самочинного почитания таких одиозных фигур как Ивана Грозного и Григория Распутина, поставивших почитателей этих личностей на грань разрыва с Церковью. Часть этих почитателей уже переступили эту грань, потеряв для себя спасительную благодать Православия.
Что касается Филомены, то нельзя с определенной степенью достоверности утверждать о том, что такая девушка вообще существовала. Даже само имя Филомена могло быть всего лишь транскрипцией греческого слова «любимая». О её страданиях, да и вообще, жизни нет исторических свидетельств, есть только сомнительные видения некоей монахини, доверять которым нет причин. Мы же не воспринимаем всерьез «Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого»? Почему тогда доверяем видениям этой монахини?
Особенно нужно быть осторожным в доверии своим чувствам. Сладостное ощущение на молитве — не признак святости ни молитвенника, ни того, кому он молится. Чаще всего причина банальна — красивое «житие», созвучное нашему естеству, вызывает приятные ощущения. Православная аскетика именует такое состояние «прелестью», то есть обольщением. И неважно, исходит это обольщение от нашей падшей природы или же от демонов, рано или поздно последние воспользуются этим состоянием христианина, чтобы попытаться погубить его душу.
Будьте осторожны в своей духовной жизни и храни Вас Господь!